Верховная Рада приняла в целом законопроект № 6437 о внесении изменений в закон «Об образовании» относительно особенностей доступа лиц с особыми образовательными потребностями к обучению. «За» проголосовали 297 народных депутатов, передает 112 Украина.
Во время обсуждения под стенограмму внесли поправку, которую озвучила представитель БПП Ирина Луценко: «Поскольку было высказано принципиальное предложение установить, что дети с особыми образовательными потребностями обеспечиваются подвозом к месту учебы и дома под стенограмму предлагаю следующую поправку: п.4 ч.1 законопроекта дополнить абзацем следующего содержания: «Обеспечивают подвоз учащихся, воспитанников с особыми образовательными потребностями, к месту учебы и дома, в том числе школьными автобусами, приспособленными для перевозки детей, которые передвигаются на креслах колесных».
В закон «Об образовании» планируют прописать право на образование для детей с инвалидностью во всех учебных заведениях, в том числе бесплатную в государственных и коммунальных заведениях.
Документ предусматривает, что право детей на образование предполагает разные формы обучения — в частности, дистанционную и индивидуальную.
Отдельной нормой прописали «создание условий для получения образования лицами с особыми образовательными потребностями с учетом их индивидуальных потребностей в условиях инклюзивного обучения».
Относительно языка образования, детям с особенными потребностями должны преподавать наиболее доступным языком — в частности, с помощью жестовой речи или шрифта Брайля.
Законопроект включает определение ряда понятий в данном ключе, в частности «лицо с особыми образовательными потребностями», «инклюзивное обучение», «индивидуальная программа развития человека с особыми образовательными потребностями».
Так, лицо с особыми образовательными потребностями — лицо, которое нуждается в дополнительной постоянной или временной поддержки в образовательном процессе с целью обеспечения его права на образование, содействие развитию его личности, улучшение состояния здоровья и качества жизни, повышение уровня участия в жизни общества.
Авторы документа предусмотрели, что таким школьникам должны предоставлять психолого-педагогическую, коррекционно-розвиткову и другую помощь, а как именно — определит Кабмин.
Согласно пояснительной записке, речь идет о развитии системы образования в направлении создания «школы для всех» — где дети с особыми потребностями смогут учиться, в частности, в условиях инклюзивного обучения.