Российская Федерация направила запрос на присоединение к консультациям с правительством Украины, инициированным Японией, в соответствии с Соглашением Всемирной торговой организации о защитных мерах в отношении пошлин на импорт автомобилей, введенных Киевом 13 апреля 2013 г.
«Экспорт легковых автомобилей из России, попавший под действие этих защитных мер, оценивался в 2012 г. в $300 млн, что составило около 30% всего экспорта таких пассажирских транспортных средств», — поясняет Москва свой интерес участвовать в споре в официальном сообщении, которое распространила ВТО во вторник.
Российская сторона добавляет, что доля экспорта в Украину легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя от 1000 до 1500 куб. см в указанный период составляла более трех четвертей всего российского экспорта таких легковых автомобилей.
Как сообщалось, Япония в конце октября инициировала консультации с Украиной по поводу введенных весной этого года ограничений импорта легковых автомобилей.
По мнению Токио, эти меры были введены вразрез с положениями Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и Соглашением ВТО о защитных мерах.
Японские власти считают, что у Киева отсутствовали достаточные основания для введения таких ограничений (увеличение импорта, серьезный ущерб для отечественной промышленности, причинно-следственные связи).
Помимо того, по мнению Токио, были нарушены процедурные требования при введении защитных мер. На минувшей неделе о решении присоединиться к этим консультациям заявил ЕС.
Советник президента Украины — руководитель главного управления по вопросам международных отношений Администрации президента Андрей Гончарук назвал такое обращение Японии примером цивилизованного решения торговых споров и выразил надежду, что в процессе консультаций сторонам удастся урегулировать ситуацию и найти приемлемое для всех решение.
Он уточнил, что украинская сторона уже собрала комментарии от заинтересованных сторон, которые будут приняты во внимание при выработке графика постепенной либерализации защитной меры с учетом итогов ее применения в течение 2013 г.
В Украине с 14 апреля введены специальные пошлины на импорт новых легковых автомобилей объемом бензинового двигателя 1000-1500 куб. см в размере 6,46% и 1500-2200 куб. см — 12,95% вне зависимости от страны происхождения и экспорта.
О своей обеспокоенности таким решением, принятым без консультаций с заинтересованными странами, заявили также США, Южная Корея, Турция и Россия.
При этом Турция в качестве ответной меры ввела дополнительную пошлину в 23% на импорт украинских очищенных и неочищенных грецких орехов в рамках статьи 8.2 Соглашения о защитных мерах ВТО, которая разрешает вводить компенсационные пошлины за нарушение требований этой организации о проведении консультаций с заинтересованными странами перед введением защитных мер.
Согласно данным Bloomberg BNA, это был первый случай применения этой статьи в истории ВТО. Турция уточняла, что импорт украинских орехов в 2012 году составил $26,7 млн, что выводит на суммарные пошлины $6,1 млн — это полностью соответствует сумме пошлин на импорт турецких автомобилей, который в минувшем году был равен $55 млн.
Помимо того, Россия 9 июля уведомила о планах введения подобных ответных пошлин на импорт из Украины шоколада и шоколадных изделий, флоат-стекла и угля. Москва оценила ущерб от введенных пошлин на импорт автомобилей в $36,12 млн ежегодно, так как их импорт в минувшем году составил $327,63 млн.
Россия, в частности, намерена обложить дополнительной пошлиной в €0,1 за кг украинский импорт шоколада (поставки в 2012 году — 103,87 тыс. тонн) и кондитерских изделий из сахара и их заменители, изготовленные из заменяющих сахар продуктов, содержащие какао (2 тыс. тонн). Это должно принести дополнительно $13,4 млн.
Экспорт флоат-стекла из Украины в РФ в минувшем году составил $20,5 млн, поэтому предлагаемая Москвой пошлина в 15% должна принести $3,08 млн.
Больше всего пострадают украинские экспортеры угля, поставившие в Россию в 2012 г. на $36,1 млн: заявленная Россией пошлина в 54% означает потери минимум $19,49 млн.
Эти ответные санкции Москва планирует ввести после согласования со странами таможенного Союза Казахстаном и Беларусью.
Украина в свою очередь присоединилась к консультациям с Россией, инициированным ЕС и Японией, в связи с введенным Москвой в 2012 г. утилизационным сбором на автомобили, резко сократившим экспорт этой украинской продукции. Россия по итогам этих споров внесла поправки в законодательство, создав равные условия для отечественных производителей и импортеров.
Все дружно пересаживаемся в наши ржавые корыта.... они у нас самые экологически чистые... то что не ездит... то и не дымит...
такие "друзья" нам не нужны...
Так это не против Украины, а против верховной рады.
Ничего, ничего... Мы вытерпим... Затянем пояса и покажем ширу украинську дулю всем этим россиям, ЕС-ам, туркам... Главное, что бы Порошенко увеличил рентабельность своего сектора в автопроме. Этот мужик не дурак и года два как запустил свои фабрики в зоне Таможенного союза (отдельно в России, Казахстане, Беларусии)... Так что он то собственно мало чем рискует... А мы ? Мы потерпим... Главное, что бы у вождей все удачно складывалось...