Економіка

страна контрастов

Харьковская и Житомирская области снова оказались на разных полюсах Рейтинга конкурентоспособности регионов Украины

Харьковская и Житомирская области снова оказались на разных полюсах Рейтинга конкурентоспособности регионов Украины

В этом году Харьковская и Житомирская области снова оказались на разных полюсах Рейтинга конкуренто-способности регионов Украины.

В региональном разрезе Харьковская область — безусловный лидер и в общем зачете уступает лишь
Киеву. Житомирский регион снова занял последнее 25-е место.

Несмотря на повторение прошлогодних показателей, губернатор Житомирской области Сергей Рыжук уверен: благодаря природным ресурсам, производственным мощностям и кадровому потенциалу регион имеет высокие шансы повторить успех харьковчан. Ведь еще несколько лет назад Харьковская область значительно отставала от лидеров.

За два года ее губернатору Михаилу Добкину удалось вывести свой регион в тройку лидеров. Во многом показательным для отстающих регионов станет и пример Львовской области, которая за последний год поднялась на четыре позиции, показав шестой результат.

Но новый губернатор Львовщины Олег Сало считает, что лучшие показатели региона еще впереди. Незадолго до объявления результатов Рейтинга конкурентоспособности регионов Украины по итогам 2013 г.

«Капитал» побеседовал с Михаилом Добкиным, Сергеей Рыжуком и Олегом Сало о точках роста и слабых местах в регионах и узнал о планах развития на ближайшие годы.

— Михаил Маркович, за последние три года Харьковская область сделала большой шаг вперед в экономическом развитии на фоне других регионов. Что этому способствовало?

Михаил Добкин: В 2010 г. в обладминистрацию пришла новая команда руководителей и детально проанализировала ситуацию. Один из ключевых выводов: наш регион, в отличие от Днепропетровской или Донецкой областей, имел «гири на ногах» в лице государственных предприятий. С одной стороны, они работали на нашей территории, но влияние руководства региона на них было минимально — управление осуществляли профильные структуры. Многие из этих предприятий на грани выживания. Их менеджмент и его готовность к современным механизмам работы на уровне позавчерашнего дня. Мы провели анализ направлений, чтобы выявить потенциальные точки роста, и в течение полугода разработали с местными экспертами, учеными и бизнесменами программу «Основы устойчивого развития Харьковской области до 2020 г.».

— Чем привлекали инвесторов в регион?

М. Д.: Для себя поставили задачу: быть интересными для тех, кто просчитывает риски инвестиций в Украину. Необходимо было донести, что бизнес-климат, инвестиционная привлекательность области на уровне, позволяющем новым компаниям
реализовать свой потенциал. Это подтверждали рейтинги как бизнеса, так и государственных институтов. За два года нам удалось из подвалов условной турнирной таблицы регионов взлететь в первую тройку.

— Сергей Николаевич, какие конкурентные преимущества у Житомирской области для привлечения инвесторов в регион?

Сергей Рыжук: Во-первых, Житомирская область — это уникальный регион зеленого туризма. Треть территории области — леса. Имеющиеся запасы древесины создают перспективы для привлечения инвестиций в деревообрабатывающую отрасль, в которую иностранные инвесторы уже вложили $ 28 млн. У нас также есть более 500 месторождений полезных ископаемых, причем разрабатываются пока только 190. Это мощная база для значительного развития добывающей, камнеобрабатывающей отраслей и строительной индустрии.

— Олег Михайлович, вы недавно возглавили Львовскую областную госадминистрацию. Уже знаете, как будете привлекать инвесторов в регион?

Олег Сало: Привлечение инвесторов, в том числе иностранных, одна из важнейших задач на ближайшее время. В областной администрации создан новый отдел инвестиционной деятельности, задача которого — работа с инвесторами и продвижение привлекательности области в Украине и за рубежом. В течение нескольких недель с момента назначения я провел ряд встреч с потенциальными зарубежными инвесторами. Вижу серьезную заинтересованность с их стороны в развитии сельскохозяйственного производства, машиностроения, строительства мусороперерабатывающих и мусоросжигательных комплексов.

— Какие направления определены как приоритетные в ваших регионах?

О. С.: В области наиболее привлекательными для инвестирования являются промышленные предприятия. В течение текущего года в них направлено более половины от вложенных инвестиций — $ 42 млн. Это 56,4 % от общеобластного объема поступлений. Больше всего вложено в производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий, машиностроение, производство химических веществ и химической продукции. Значительные объемы инвестиций поступили в организации, занимающиеся операциями с недвижимостью, а также предприятия транспорта, складского хозяйства, почтового и курьерского бизнеса. Исходя из имеющихся в области высокообразованных трудовых ресурсов, географического положения, климатических, оздоровительных и рекреационных возможностей, мы хотели бы привлекать инвестиции в точное машиностроение, сельское хозяйство, инновационную, рекреационную и оздоровительную сферы.

М. Д.: Очевидно, что возможности традиционных точек роста для Украины вскоре исчерпаются ввиду внешней конъюнктуры.
И металл, и химия как основные поставщики валюты для нашей страны дают стабильный доход в бюджет, но они на грани своих возможностей. Велика вероятность спада в ближайшее время. Перспективные сегодня, но не раскрученные отрасли стали предметом нашего интереса — например, сельское хозяйство. Харьковская область никогда не считалась родиной аграриев. Тем не менее у нас большое количество сельхозплощадей. Еще один рынок — это IT. Мы увидели, что многие наши программисты заняты в зарубежных компаниях.

Следующее направление — инфраструктура. Транспортные коридоры области используются недостаточно эффективно из-за отсутствия качественных дорог. Далее идет энергетика. Украина традиционно производила достаточное количество электроэнергии. И, конечно, сланцевый газ. В 2010 г. это еще была утопия, но понимая, что есть возможность совершить сланцевую революцию, было принято решение придерживаться этой модели развития. Причем мы понимали, что добыча сланцевого газа — это не просто разведка недр и промышленная добыча. Это еще работа большого количества смежных предприятий с харьковской пропиской.

— Сергей Николаевич, а какие перспективные сферы у Житомирщины?

С. Р.: В Житомирской области перспективными направлениями для капиталовложения являются промышленность, строительство объектов социальной сферы и ЖКХ. Но прежде всего мы — аграрный регион. За три года был достигнут значительный рост промышленного производства, по темпам прироста которого область заняла первое место в Украине (116,6 %). По темпам развития валового регионального продукта область вторая по стране — за последние три года ВРП вырос почти на треть. В январе–июне 2013 г. предприятиями и организациями области за счет всех источников финансирования освоено более 1 млрд грн, что в сопоставимых ценах на 6,8 % больше объема аналогичного периода прошлого года. Такая динамика позволила региону подняться с 17-го на 8-е место в Украине по этому показателю.

Больше всего инвестиций освоено предприятиями и организациями промышленного сектора. Этот показатель составляет 44,7 % общего объема. В первом полугодии произошел прирост прямых иностранных инвестиций (ПИИ) прежде всего за счет сельского хозяйства, добывающей промышленности и разработки карьеров, а также перерабатывающей промышленности. На 1 июля 2013 г. объем ПИИ, внесенных в экономику области, составил $ 375,7 млн, а по результатам первого полугодия прирост совокупного объема ПИИ — $ 17,3 млн.

— Удалось определиться с наиболее приоритетными проектами в Житомирской области?

С. Р.: Да. С планами на ближайшую перспективу мы уже определились. У нас действует «Программа привлечения инвестиций в экономику Житомирской области на 2011-2015 гг.», в которую вносятся поправки с учетом потребностей и реального состояния дел. Для активизации работы по привлечению инвестиций и улучшению инвестклимата в области регулярно проводятся соответствующие мероприятия. К концу 2013 г. и в 2014 г. в области будет внедряться более 70 инвестпроектов.

— Одной из проблем для бизнеса является доступ к земельным ресурсам. Каким образом вы убеждаете инвестора «зайти» на проблемные участки в депрессивных районах?

О. С.: Во Львовской области достаточное количество земельных ресурсов для ведения сельскохозяйственного производства, размещения промышленных предприятий, строительства различных торговых, спортивных, развлекательных объектов. Конечно, ценность и стоимость этой земли разная, но препятствий для ведения бизнеса это не представляет. Что касается ведения бизнеса в депрессивных районах, то таких в области можно выделить два — север и юг, Карпаты и Червоноград. Но я не вижу проблем в привлечении туда инвесторов. Необходимо только в каждом из регионов найти привлекательные черты. К примеру, у Карпатского региона есть рекреационный, туристический, спортивный, оздоровительный потенциал. Район Червонограда — это наличие промышленных площадок, логистический узел, трудовые ресурсы. Очень хорошие результаты развития депрессивного региона мы имеем на примере Яворовского района. С созданием свободной экономической зоны район поднялся на пятое место в области по привлеченным инвестициям.

С. Р.: На сегодняшний день в регионе сформирована и постоянно обновляется база данных по количеству земельных участков для реализации инвестиционных проектов. Сейчас в перечень включен 61 надел общей площадью свыше 640 га. Это наиболее привлекательные участки для продажи на аукционах. Чтобы можно было оперативно получить информацию о них, на инвестиционном портале Житомирской области размещены карты участков.

— Вы готовы рассматривать каждый инвестиционный проект отдельно, предлагая компаниям, например, индивидуальные льготы?

М. Д.: Мы можем работать исключительно в рамках действующего законодательства в отличие от России, где регионы более самостоятельны. У нас нет полномочий на индивидуальные льготы, за исключением налога на землю. Но каждый стратегический для нас проект мы ведем в ручном режиме. Создается рабочая группа, которую возглавляет один из моих заместителей. Составляется график работы с инвестором: когда должно быть выдано то или иное разрешение и кто за что отвечает. Например, так было с компанией Shell, которая за полгода прошла все: от подачи документов на разрешение до запуска оборудования. В компании не ожидали, что удастся все сделать так быстро. Мы решали технические вопросы в телефонном режиме — начиная от завоза оборудования, заканчивая получением сложных разрешений на уровне правительства.

— Кроме Shell есть примеры?

М. Д.: Один из крупнейших украинских агрохолдингов Kernel совместно с американской компанией Seaboard Food выбрал Харьковскую область для реализации проекта по строительству свинокомплекса. Первая часть проекта составит $ 700 млн. Хотя в центральных областях, которые считаются традиционно аграрными, им могло быть в каком-то смысле лучше. Но у нас, и они это понимали, быстро получат все разрешения и на год, а то и раньше, начнут реализовывать проект. Нужно было подобрать участки, получить разрешения, провести пробы воды, грунта, все было сделано очень быстро. Теперь все ждут 28 ноября, когда завершится подписание соглашения об ассоциации с ЕС . Это будет четкий сигнал для инвесторов, по каким правилам придется работать — Таможенного или Европейского союза. (На момент проведения интервью правительство еще не отказалось от планов подписать соглашение об ассоциации с ЕС. — «Капитал».)

— Одним из наиболее проблемных факторов для бизнеса является налоговая политика. У вас такая проблема существует?

С. Р.: После создания Министерства доходов и сборов предприятия получили некоторые преимущества. Происходит процесс упрощения процедур, в том числе получения административных услуг. Повышается качество налогового и таможенного сервиса. Сокращается время на обслуживание в государственных органах. В текущем году минимизировано количество проверок бизнеса. Проверяют только тех предпринимателей, которые используют схемы уклонения от уплаты налогов.

Была проведена реорганизация территориальных органов налоговой службы в области. В прошлом году налоговой службой области создано 14 сервисных центров по обслуживанию налогоплательщиков, где можно бесплатно получить электронную цифровую подпись для осуществления в онлайн-режиме не только налоговых, но и таможенных процедур. Здесь также можно предоставить отчетность в Пенсионный фонд и органы статистики.

— Если говорить о правилах работы в Украине, многим инвесторам они непонятны. В начале года в ЕБРР заявили, что одной из проблем бизнес-климата в Украине остается коррупция на местах. Как губернаторы влияют на недобросовестных чиновников?

М. Д.: Законодательное поле страны наряду с правильными законами все же содержит лазейки, которые порождают коррупционное болото. Если мы будем выявлять коррупционеров, наказывая их лишением свободы или штрафами, то придется работать с последствиями. А нам нужно устранить причины. Лишите чиновника возможности решать тот или иной вопрос — и отпадет необходимость давать ему взятку. У нас в Харькове, например, создан, пожалуй, один из лучших разрешительных центров, действующий по принципу единого окна, где собраны представители всех разрешительных служб, которые обрабатывают заявления без контакта с заявителем. В ближайшее время планируем внедрить сервис, при котором человек, подавший заявление, в режиме онлайн сможет отследить этап его прохождения. Таким образом пытаемся сделать для него доступной эту информацию, чтобы она носила статус официального документа. В случае нарушения своих прав предприниматель сможет использовать эту информацию для защиты, в том числе и в суде. А в скором времени планируем открыть центр по оказанию административных услуг. Все, что делали областная и городская администрации, мы переносим в центр админуслуг, где будут работать земельная, регистрационная и миграционная службы. Принимать документы будет администратор, который никак не может повлиять на решение. Такие вещи полностью устраняют часть коррупционных схем.

О. С.: Буквально в первые дни своего пребывания в должности я встретился с председателями районных администраций, провел с ними жесткий разговор. Одной из тем было категорическое недопущение коррупции в чиновничьих структурах. На этой позиции я буду стоять и в дальнейшем.

— Чиновники сопротивляются таким реформам?

М. Д.: Постоянно, доказывая, что нельзя менять систему, которая уже устоялась. Но есть воля президента, областного и городского руководства. Что-то удается сразу, что-то делается постепенно.

С. Р.: У нас в области активно ведется работа по реформированию системы предоставления административных услуг органами власти. Во всех районах и городах областного значения работают разрешительные центры, в которых выдача разрешительных документов осуществляется по принципу единого окна исключительно через государственных администраторов. Согласно соглашению между областной госадминистрацией и городским советом Житомира, через городской разрешительный центр выдаются разрешительные документы региональными разрешительными органами исключительно на областном уровне.

— Малый и средний бизнес жалуется на зарегулированность. Какое место отведено сегменту предпринимательства в области?

М. Д.: Структура экономики Украины такова, что 85 % налогов платят не более 380 компаний. Но это неправильно — львиную долю налогов экономически развитых стран платит МСБ. У нас же мелкий бизнес похоронили многие причины: и коррупция, и чиновничий беспредел. И пресловутый указ президента Кучмы, который дал единый налог. Мелкий бизнес очень неохотно принимает те реформы, что предлагает власть сегодня. Сейчас есть крупный бизнес и остальные компании, которые не вписывается в рамки крупного. Иностранный МСБ к нам тоже не идет из-за непонимания специфики
экономики. Если здесь свои не выживают, то чужим будет тем более тяжело. Для нас важны компании-магниты, такие как Shell или Sаmsung. Эти бренды притягивают более мелкие компании, дают много подрядных работ, что оживляет бизнес-среду.

— Насколько ощутима для области проблема «перетягивания» инвестиций областным центром на себя? Каковы темпы притока инвестиций в регион в целом и в областной центр в частности?

С. Р.: Стоит признать, что такая проблема есть. Она связана прежде всего с высоким уровнем развития промышленного комплекса в областном центре, более развитой инфраструктурой, концентрацией и уровнем квалификации рабочих. Для перераспределения инвестиционного потенциала мы проводим инвестиционные форумы и конференции. В течение нескольких лет доля инвестиций областного центра в общем объеме по региону стабильно сокращается. Например, если в 2005 г. она составляла почти 50 %, то в первом полугодии 2013 г. — уже 28,3 %. При этом в некоторых районах динамика прироста инвестиций по сравнению с началом года достигает от 125 % почти до 500 %.

О. С.: Прошлый 2012 год был рекордным в посткризисный период по объемам инвестиций в область. В этом году наблюдаем некоторое снижение темпов. Мы пытаемся не концентрировать инвестиционные потоки на областном центре. Судя по результатам, движемся в правильном направлении. Во Львове сосредоточено 65 % инвестиций, внесенных в течение всего времени инвестирования. Но из полученных регионом инвестиций в 2013 году во Львов поступило 20 %, в Трускавец — 16,8 %, в Радеховский район — 26 %, Городокский — 18 %, Стрыйский и Сокальский — по 5 %. То есть охвачены различные регионы области.

Значительным вкладом в децентрализацию инвестиционных потоков является запланированное создание 11 индустриальных парков общей площадью около 850 га.

М. Д.: Если у инвестора есть выбор, где работать, он предпочтет то, что максимально приносит прибыль. На 90 % это возможно в крупных областных центрах страны. Изначально бизнес, в том числе и зарубежный, нужно привести хотя бы в область, а потом думать, как пригласить в провинцию. Если проекты связаны со строительством коммерческой недвижимости, жилого фонда — естественно, привязка будет к Харькову. Если промышленные проекты — тогда предлагать те зоны нашего региона, где есть проблемы с рабочими местами. Но пока промышленность, увы, непопулярная сфера применения инвестиций как со стороны отечественного бизнеса, так и зарубежного.

— Что вы делаете для популяризации области перед инвесторами?

О. С.: Для оптимизации деятельности инвесторов начал работу Инвестиционный портал Львовской области, основной задачей которого является представление инвестиционного потенциала региона и обеспечения продвижения бренда области.

М. Д.: У нас был создан департамент повышения конкурентоспособности харьковского региона. В нем работают молодые люди, которые обучаются этим направлениям у иностранных коллег. Например, недавно наши специалисты прошли курс менеджмента в Сингапуре. Сегодня у нас ведутся завершающие наработки по организации чтения лекций в обладминистрации по менеджменту, маркетингу, управлению персоналом.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама