В Пекине продолжается съезд Коммунистической партии Китая (КПК). Он открылся 18 октября и завершится 24 октября. Речь, которую произнес генеральный секретарь ЦК Си Цзиньпин на открытии съезда, продолжалась почти 3,5 часа.
Стиль его выступления лучше всего передает вот такой абзац: «Стоя на позиции, задаваемой требованием „посмотри в зеркало, оправь одежду, сохрани чистоту и избавься от болезней“, были развернуты практические мероприятия по воспитанию в духе партийной линии масс и специальные воспитательные мероприятия „три строгости и три честности“ — строгое самосовершенствование, строгое употребление власти и строгая самодисциплина, честность в планировании дела, честность в созидательной работе и честность в обращении с людьми».
Речь китайского вождя была украшена и другими фразами в духе революционного романтизма, смешанного с традиционной философией. В сухом остатке имеются несколько важных заявлений, в первую очередь касающихся экономических перспектив Китая.
Первый месседж — Китай продолжит «высоко нести великое знамя социализма с китайской спецификой». Специфика состоит, например, в том, как страна борется с коррупцией. Взяточников тут расстреливают. По неофициальным данным, с 2000 года в Китае расстреляны примерно 10 тысяч чиновников-коррупционеров, 120 тысяч отправлены в тюрьмы на срок 10 до 20 лет.
Официальная статистика, обнародованная к съезду центральной комиссией Компартии по проверке дисциплины, тоже впечатляет: с 2013 года было наказано 1,3 млн чиновников.
Жесткие меры, впрочем, не дают желаемого результата, на который рассчитывает руководство Компартии. По этой причине товарищ Си призвал делегатов съезда продолжить борьбу со взяточниками:
«Находясь на позиции «в борьбе с коррупцией не должно быть запретных зон, необходим полный охват и нулевая толерантность», мы настойчиво «били и по тиграм, и по мухам» и «охотились на лис».
Основная задача в экономике — стимулирование внутреннего спроса. О том, как власти будут это делать, детально и не раз докладывал премьер Госсовета КНР Ли Кэцян.
Планируется наращивать масштабы таких новых видов потребления, как «сетевая информатика, интеллектуальные предметы домашнего обихода, индивидуальная мода». Власти будут поощрять взаимодействие онлайновых и офлайновых услуг, содействовать обновлению реальной торговли.
Кроме того, предлагается стимулировать развитие услуг экспресс доставки, оживлять рынок подержанных автомобилей, ускорить строительство в городах автостоянок и зарядной инфраструктуры для электромобилей.
Государство будет поощрять разработку банками новых видов потребительского кредитования. Ввозные пошлины на часть потребительских товаров будут снижены, будет увеличиваться число беспошлинных магазинов.
Началось внедрение оплачиваемых отпусков и в этой связи планируется инвестирование в инфраструктуру внутреннего туризма и транспорта. «Мы должны быть готовы встретить наступающую эпоху массового туризма», — призывал премьер.
Компартия продолжит смягчение ограничений при оформлении прописки в городах и поселках. Будут реновированы 6 млн квартир в старом жилом фонде.
Мигрирующему в поисках лучшей доли сельскому населению дадут возможность осесть в городах и пользоваться публичными услугами — в сфере обязательного образования, трудоустройства, медобслуживания.
В итоге реформ к 2050 ожидается полная победа социализма и «великое возрождение китайской нации».
По крайней мере к 2035 году КНР намерен «одержать решающую победу в полном построении среднезажиточного общества». А для начала Си Цзиньпин дал торжественное обещание покончить с нищетой — уже к 2020 году.
Население Китая (официально учтенное) — 1,3 млрд человек, из них, по данным властей, 43 млн живут за чертой бедности.
Вот как официальное информагентство «Синьхуа» подает новость о встрече Си с членами партии из Гуйчжоу, одной из беднейших провинций на юго-западе Китая. ВВП на душу населения здесь составляет около 33 тыс юаней ($4986), что на 20 тыс юаней меньше в среднем по стране (по данным за 2016 год).
Си Цзиньпин является делегатом как раз от Гуйчжоу. «Неустанно думающий об искоренении нищеты в сельских районах страны», Си Цзиньпин «с энтузиазмом вник в историю о двух бедных соседствующих деревнях города Паньчжоу», власти которых построили ферму и завод по переработке свинины.
«Под каким брендом вы выпускаете свою продукцию?», — спросил Си Цзиньпин. «Паньсянь Ветчина». Она на одном уровне с продукцией двух других хозяйств из городов Сюаньвэй и Цзиньхуа«, — ответила делегат Юй Люфэнь. «Вам нужна более эффективная реклама. Я знаю только те два бренда», — сказал Си Цзиньпин.
Из дальнейшего разговора с Юй Люфэнь, Си Цзиньпин узнал, что в этой провинции выпускается водка «Яньбо». На вопрос о цене, Юй ответила, что цена приемлемая для простых людей.
«Сколько конкретно стоит „Яньбо“?», — переспросил Си. Ответ: 99 юаней за бутылку. «Это недешево!» — отреагировал лидер КНР.
По его словам, высокая цена не должна быть ключевым фактором. Это пример того, как лидер заботится о нуждах простых китайцев.
Новый десятилетний план экономического роста Китая подразумевает подъем центральных и западных провинций.
Развитым восточным провинциям предписано «совершить прорыв в институциональных инновациях, едином планировании экономического развития на суше и на море».
Китай к 2035 году имеет все шансы потеснить США и стать экономикой N1 в мире. Товарищ Си скромно намекает на это в своем докладе съезду.
«Китайская экономика сохраняет средневысокие темпы роста, удерживая одну из лидирующих позиций среди ведущих стран мира. По показателю ВВП, выросшему с 54 трлн. юаней до 80 трлн. юаней, Китай прочно занял второе место в мире», — отчитался китайский лидер, добавив, что «вклад Китая в рост мировой экономики превысил 30%».
В этом году экономика Китая, как ожидается, вырастет почти на 7%. При том, что среднемировой уровень роста примерно вдвое ниже.
Одновременно с этим Китай продолжит наращивать экспансию в Азии и на территории постсоветсконо пространства.
Будущее десятилетие будет «золотым», во всех смыслах этого слова, обещал на саммите БРИКС товарищ Си. Китай даст миллиарды долларов на реализацию проекта нового Шелкового пути.
Многие страны, расположенные на пути китайских товаров в Европу, всеми силами пытаются встроиться в этот проект. Хотя бы в качестве стран-транзитеров.
Больше других в ориентации на Китай преуспел граничащий с КНР Казахстан.
Но даже Белоруссия не теряет надежды на то, что Пекин будет заваливать Европу товарами, используя особую экономическую зону «Великий камень», строящуюся возле аэропорта Минска. Госбанк развития Китая планирует инвестировать в строительство этой зоны до $5,5 млрд.
В рамках БРИКС+ (плюс — Египет, Гвинея, Мексика, Таджикистан, Таиланд) предполагается преодолевать зависимость от доллара. Это еще один мега-проект Поднебесной. Понятно, что ни одна из стран, входящих в эти объединения, в том числе и Россия, не имеют национальной валюты, способной конкурировать с долларом США. Кроме юаня. С 2015 года юань признан резервной валютой МВФ.
Россия пока заняла первое место среди государств, расположенных вдоль «одного пояса, одного пути» по уровню сотрудничества с Китаем. Такие данные приводятся в докладе Национального информационного центра Китая. Лидируют также Пакистан, Таиланд, Казахстан и Вьетнам.
Впрочем, объявленный Россией разворот на Восток и надежды на усиление экономического и финансового сотрудничества с Китаем в последнее время сменились сдержанными ожиданиями.
Как выяснилось, китайские банки не готовы выдавать российскому бизнесу длинные и дешевые кредиты. Частный китайский бизнес если и заключает новые контракты с российским партнерами, то делает это без энтузиазма, с оглядкой на санкции США и ЕС.
Экономическое сотрудничество развивается только на уровне госкомпаний двух стран, после одобрения проектов на политическом уровне. Оживление наблюдается разве что в сфере взаимной торговли, но и здесь не мало препятствий в виде высоких таможенных тарифов и несогласованности технических и фито-санитарных регламентов.
Ждать быстрой отдачи от реализации проекта нового Шелкового пути тоже не стоит, отмечают эксперты. Наземные пути в Европу — это пока небольшие субсидируемые истории, которые не могут конкурировать с морским путем ЕС-Азия по причине цены.
Есть еще одна проблема. Воплощение грандиозных планов в жизнь идет крайне медленно. Причина очевидная — товарищ Си пока не контролирует всю бюрократическую машину.
Поэтому съезд важен как раз с точки зрения кадровых решений. Сумеет ли Си поставить своих людей на ключевых позициях, чтобы быстрее двигать экономические реформы? Ответ на этот вопрос можно будет получить 24 октября, в последний день работы съезда.