Спустя неделю после начала акции «70 машин за 70 дней» мобильный оператор «Киевстар» опубликовал имена первых 7 победителей, чем вызвал волну возмущения в социальных сетях. Половина людей из списка — победители акций «100 машин за 100 дней» и «Битва аватаров: под прицелом», которые ранее проводила компания «МТС Украина». Кроме того, в списке есть люди с одинаковыми фамилиями, а также фамилиями и отчествами, что указывает на родственную связь между ними.
Скриншоты с именами победителей быстро распространились в социальных сетях «ВКонтакте» и Facebоok, а в адрес «Киевстара» посыпались обвинения от пользователей в «лохотроне».
Побеждает самый умный
Нет ничего удивительного в том, что одни и те же люди принимают активное участие в разных акциях, которые проводятся по схожим схемам, считает директор по корпоративным связям «Киевстара» Михаил Шуранов. «Наша акция по сути — это конкурс, не имеющий ничего общего с азартом или везением. Он зиждется исключительно на знаниях, опыте и практических навыках участников», — говорит он. Если в акциях других компаний победители определяются не случайно, а как набравшие наибольшее количество баллов за ответы на вопросы, то совпадение объясняется их активным участием, утверждает он.
По его словам, организатор акции — ООО «Велти Украинские Мобильные Маркетинговые Услуги» — определяет победителей в акции «70 машин за 70 дней» по активности их ответов на вопросы. Каждый день побеждает участник с наибольшим количеством баллов на конец дня.
Отметим, что акцию «100 машин за 100 дней» от «МТС Украина» также организовывала компания «Велти Украинские Мобильные Маркетинговые Услуги». Но никаких фактов злоупотреблений с ее стороны ни «Киевстар», ни «МТС Украина» не зафиксировали.
Руководитель пресс-службы «МТС Украина» Виктория Рубан утверждает, что при первых признаках мошенничества оператор немедленно блокирует таких игроков. По ее словам, ни сотрудники, ни члены их семей не имеют права участвовать в акциях компании. Это является обязательным пунктом правил проведения любой акции. «Кроме того, победителей акций в обязательном порядке тщательно проверяет наша служба безопасности на предмет мошенничества и связи с сотрудниками компании», — рассказывает она. Такую же позицию озвучил и представитель «Киевстара». «С юридической стороны на данный момент все соответствует правилам акции и требованиям законодательства», — сообщил Михаил Шуранов.
Бизнес на подарках
Виктория Рубан напоминает, что сейчас акции с дорогими подарками проводят многие компании, не только мобильные операторы — FMCG, авиалинии, продавцы бытовой техники. «В Украине даже появилась определенная категория людей — игроков, которые профессионально подходят к участию в акциях: отслеживают статистику, рассчитывают свои алгоритмы игры», — рассказывает она.
Озвученная операторами версия событий может быть и правдой, соглашается директор агентства мобильного маркетинга LEAD9 Назар Грынык. Ежемесячно его компания проводит несколько (а то и несколько десятков) акций, в которых 5‑10 % участников являются профессиональными «игроками в интернете». Однажды победитель конкурса, который агентство проводило совместно с одной из водочных компаний, на радостях рассказал о схемах, которые он применяет. «Человек купил 2000 бутылок водки и зарегистрировал все промо-коды на себя. После этого он продал всю эту водку, только чуть дешевле, а разницу с лихвой компенсировал благодаря победе в конкурсе», — рассказывает Грынык. Ежемесячный заработок «ловца призов» — бытовая техника, подарочные сертификаты, туристические путевки. Все это можно продать как на обыкновенных интернет-аукционах, так и в специальных сообществах охотников за подарками. Такие сообщества есть в социальных сетях: их участники голосуют друг за друга в разных акциях и потом делятся призами. Есть и целые сайты, как то Prizolov.ua. Он представляет собой социальную сеть с информацией о всех акциях, возможностью публикации фотографий, отзывов и продажи ненужных подарков в разделе «Магазин».
Грынык рассказывает, что иногда участники интерактивных конкурсов пытаются взломать систему. Но такие попытки, по его словам, пока успехом не увенчались: «Был, к примеру, случай, когда наш сайт работал с опозданием, так как с одного адреса шло большое количество запросов. Но мы сразу его вычислили и пресекли попытку вмешательства в систему».
По его мнению, в нынешних реалиях подобные акции нельзя использовать для увеличения дохода. «Они должны не злить участников, а наоборот, повышать их лояльность к бренду», — объясняет он. В противном случае организатор может только нанести вред имиджу компании и в результате потерять в деньгах.