Биткоин и другие криптовалюты стремительно набирают популярность, и стартапы по всему миру начинают корректировать свои стратегии финансирования — как и их инвесторы. Этот год стал началом эпохи ICO: многие молодые компании решили, что выпуск собственной криптовалюты может быть более эффективным методом привлечения средства, чем традиционная продажа акций.
ICO появились как способ финансирования технологических решений, еще не получивших бизнес-модели для традиционного привлечения средств. Прекрасным примером такой технологии является протокол обмена данными (например, интернет).
Популярность ICO начала стремительно расти в июне, когда к этому методу стали массово обращаться технологические энтузиасты. 93% проектов получили финансирование — некоторым из них им удалось привлечь десятки миллионов долларов, имя в распоряжении только общий план развития технологии («белую бумагу»).
Однако за последние несколько месяцев число успешно финансируемых ICO начало снижаться, а инвесторы стали куда осторожнее и менее охотно финансируют спекулятивные проекты. Тем не менее, популярность криптовалют продолжает набирать обороты. Все больше компаний начинают принимать биткоин в качестве способа оплаты — в их число уже вошли Expedia, Virgin и Microsoft, в то время как McDonalds и Wal-Mart собираются начать работу с биткоином в 2018 году.
Джейн Липпенкотт — соучредитель криптовалюты ZenCash, основанной на частной блокчейн-платформе для коммуникаций, публикации контента и взаимных расчетов между пользователями. Она считает, что основателям стартапов лучше проявить предусмотрительность и воздержаться от проведения ICO на ранней стадии, потому что «это приводит к тому, что неосторожные или необразованные инвесторы подвергаются высокому риску, а команда чувствует избыточное давление, пытаясь продемонстрировать окупаемость инвестиций в совершенно нереалистичные сроки».
Все сходятся на том, что вначале компании стоит попробовать традиционное частное и венчурное финансирование, чтобы создать пригодный для вывода на рынок продукт. Однако затем Липпенкотт советует основателям подумать о том, чтобы «выбрать ICO вместо продажи акций, поскольку это действительно может иметь смысл. Тем более что одновременно компания может привлечь существенный нерасширяемый капитал, приобрести клиентов и построить сообщество».
Максин Райан — соучредитель Bitspark, системы денежных переводов на основе технологии блокчейн. Недавно его компания выпустила собственную криптовалюту под названием Zephyr. Она призывает основателей тщательно исследовать рынок, прежде чем решаться на ICO. По ее мнению, «стартапы, которые рассматривают этот метод привлечения финансирования, должны хорошо понимать разницу между ICO и продажей токенов, поскольку каждый формат подразумевает конкретные нормативные требования».
Под продажей токенов обычно понимают выпуск криптовалюты, которая будет иметь конкретное применение в экосистеме стартапа. С другой стороны, ICO можно приравнять к выпуску акций: пользователи получают частичное право собственности на продукт, и правила, регулирующие такой вид отношений, могут быть куда более строгими.
Несмотря на то, что число успешных новых ICO снижается, интерес со стороны инвесторов только растет. Многие признанные инвестиционные фирмы рассматривают криптовалюту в качестве легитимного класса активов, что стимулирует рост и, что более важно, признание отрасли.
В этом месяце CME Group запускает фьючерсы на биткоин, и JP Morgan, похоже, намерен предложить своим клиентам доступ к биткоину с помощью этого метода. По данным исследований CNBC, сейчас насчитывается более 124 хедж-фондов, которые занимаются исключительно криптовалютами, и этот показатель растет каждый день.
Тем временем инвестировать в ICO начинают и многие венчурные компании, такие как Sequoia Capital и Andreessen Horowitz. Ведется разработка инновационных методов инвестиций, таких как SAFT (контракт на выкуп будущих токенов).
Чу Цзехань — управляющий партнер Kenetic Capital, инвестиционной платформы на основе технологии блокчейн. Чу предсказывает, что «устаревшая модель ICO 2017 года с максимальными сборами от 100 до 200 млн долларов скоро уступит место новой, более эффективной и устойчивой модели 2018 года. Вместо 100 млн долларов привычными станут суммы в 10 млн, а сами ICO будут разбиты на этапы с промежуточными результатами между ними, причем традиционная продажа ценных бумаг снова станет предпочтительным вариантом финансирования на более позднем этапе».
Саймон Диксон — генеральный директор BnkToTheFuture.com и активный инвестор в отрасли. Он оптимистично относится к будущему ICO, поскольку они представляют собой «отличный способ, с помощью которого технологии могут вознаграждать своих пользователей и извлекать выгоду из своего распространения».
Диксон считает, что даже крупные предприятия, успешно работающие на рынке, начнут «токенизировать» свои экосистемы и сообщества. Мы уже можем наблюдать эту тенденцию — собственные криптовалюты начинают выпускать даже публичные компании, такие как iCandy Interactive Limited.
Совет Диксона стартапам — «сначала покажите, чего можете добиться с традиционными инвестициями, и лишь затем, если рынок вас примет, подумайте, подойдут ли вам цифровые токены — но не как метод привлечения капитала, а как способ построить отличное сообщество».
Источник: Forbes