Принятый Верховной Радой 7 ноября законопроект 7206, известный под названием «Покупай украинское», стал объектом жесткой критики еще накануне голосования. С его помощью в Украине хотят использовать публичные закупки как инструмент «стимулирование развития отечественной промышленности и предпринимательства». Но, несмотря на такие намерения, самая острая критика в адрес документа звучит от самой власти — со стороны министерства экономического развития и торговли Украины. Так, заместитель министра Максим Нефедов называет законопроект «мегакоррупционным» и активно отстаивает свою позицию в СМИ и социальных медиа.
Нарекания этот документ вызывает и у руководителей украинских государственных и частных предприятий. Так, директор по закупкам НАК «Нафтогаз Украины» Орест Логунов и исполняющий обязанности генерального директора ОАО «Укрпочта» Игорь Смелянский направили председателю Верховной Рады Андрею Парубию и премьеру Владимиру Гройсману письмо, в котором выразили свою «категорическое несогласие» с предложенным в законопроекте механизмом стимулирования развития отечественного производства и подчеркнули необходимость его доработки. Александр Соколовский, владелец компании «Текстиль-Контакт», регулярно участвующий в тендерах на поставку государственным предприятиям тканей, также раскритиковал законопроект, написав в Facebook, что, несмотря на правильность идеи поддержки отечественного производителя, он не может его поддержать.
Свою обеспокоенность выразили и в представительстве ЕС в Украине. Посол Евросоюза Хьюг Мингарелли также написал письмо в адрес Парубия, в котором заявил, что законопроект однозначно противоречит международным обязательствам Киева, взятым на себя в рамках соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с Европейским Союзом. А посол Канады в Украине Роман Ващук написал в Twitter, что проверит соответствие принятого Радой документа на договорным обязательствам Украины.
Защищать интересы отечественных производителей авторы законопроекта планируют с помощью изменений в процедуре оценки тендерных предложений. В случае принятия документа, только установленный Кабмином перечень товаров так называемой «неспециализированной закупки» будет оцениваться, как сейчас, лишь по цене. Остальные товары и услуги будут выбирать с учетом «местной составляющей» в предмете закупки. Она будет исчисляться с помощью специальной формулы и составит от 20 до 30 процентов удельного веса в общей оценке тендерного предложения. Расчет местной составляющей будет происходить с учетом наличия сервисных центров на территории Украины, происхождения сырья и комплектующих, места расположения рабочей силы, недвижимости производителя и использования гривны и украинских банков в расчетах.
Нефедов считает, что введение этих правил приведет к значительному увеличению государственных расходов при закупках. «Это огромные переплаты — компания, которая сможет доказать, что она более украинская чем другая, сможет предложить цену выше на сумму до 43 процентов и выиграть при этих условиях тендер», — делится своими расчетами замминистра.
Вице-президент Киевской школы экономики Наталья Шаповал также говорит, что государство будет вынуждено переплачивать, если эти правила заработают.
По словам эксперта, в случае принятия законопроект от участия в тендерах отсекут дистрибьюторов, а также ограничат доступ к ним представителям малого и среднего бизнеса, которые просто не смогут обеспечить расходы на юридическую поддержку, чтобы собрать все необходимые доказательства собственной «украинскости».
«В таких условиях многие торги могут просто не состояться или состояться с минимальным количеством участников, ведь потенциальные участники просто не захотят принимать в них участие», — говорит Шаповал.
Именно забюрократизированная процедура доказывания украинского происхождения и вызывает наибольшее беспокойство у министерства экономики, экспертов и бизнесменов. По словам Нефедова, для подтверждения «местной составляющей» производителям и поставщикам услуг нужно будет собрать до 23 различных справок. «В стране ежедневно проводится до пяти тысяч тендеров, в которых принимают участие около двух с половиной тысяч участников. Это значит, что государству придется ежедневно проверять минимум 10-12 тысяч пакетов таких справок. Для этого нужна дополнительная армия чиновников», — жалуется заместитель министра.
О фактическом содействии коррупции в этом законопроекте говорит и председатель бюджетного комитета общественного совета министерства финансов Украины Тарас Козак. «23 справки для того, чтобы доказать, что ты украинский производитель — все это влечет кучу работы, а работа с чиновниками занимает время, силы и, нередко, деньги в виде взяток», — говорит эксперт. По его мнению, документ может усложнить жизнь даже тем предпринимателям, которые производят полностью украинские товары, но не желают или не умеют использовать коррупционные пути решения своих проблем.
Возможности для коррупции и дискриминации участников в законопроекте видит и Соколовский. По его словам, речь идет о десятках дополнительных справок, которые должны подтвердить происхождение сырья и деталей, статус резидента всех сотрудников, страну происхождения основных денежных средств, сумм амортизации и арендных платежей.
«Никто не пытался собрать подобный пакет документов и оценить трудозатраты на это?» — спрашивает бизнесмен. Он уверен, что отсутствие четких критериев доказательства «отечественности» приведет к тому, что заказчики с еще большей наглостью будут отбирать «своих» поставщиков, отсеивая «чужих».
Но чаще всего критики законопроекта отмечают, что его принятие прямо противоречит ряду международных соглашений, подписанных Украиной. По словам Нефедова, речь идет не только о соглашении об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС, но и о ряде двусторонних договоренностей Киева, в частности, с Канадой. «Учитывая преграды, которые Украина преодолела для их подписания, мы сейчас выставляем себя ненадежным партнером, даем аргумент в пользу тем, кто называет Украину несостоявшимся государством,» — говорит замминистра.
Эксперты полагают, что пока проблем со стороны иностранных торговых партнеров ждать не стоит. Впрочем, в случае окончательного принятия законопроекта, государства, которые ощутят на себе его действие, могут ввести зеркальные торговые ограничения. «Учитывая несопоставимость размеров европейского и украинского рынков, наибольший вред это нанесет именно Украине», — говорит Шаповал.