Недавно фонд Intel Capital объявил о том, что будет искать в Украине стартапы на ранних стадиях. В первую очередь фонд интересуют наработки в двух сферах — wearables (носимые устройства, такие как часы Samsung Galaxy Gear) и perceptual computing (технологии распознавания голоса, жестов и прочих вещей из реального мира).
Интерес Intel к таким вещам понятен: интернет-услуги развиваются настолько стремительно, что под многие из них попросту не придумано устройств в реальном мире. К примеру, купить одежду в интернете можно, а вот померить нельзя. Результат — огромное количество возвратов товара.
У мировой высокотехнологической экономики кризис — нехватка идей. Вот почему венчурные инвесторы колесят по миру и прощупывают почву даже в самых забытых уголках земли. В наше время придумать вещи, которые в один момент изменят мир и принесут миллиарды, очень сложно. Ведь уже придуманные вещи и без того поражают воображение.
И наверно, лучше всех это осознали в Америке: чем больше полезных для бизнеса изобретений принадлежит этой стране, тем здоровее ее экономика. Такие компании, как Apple, например, знают цену своим идеям и ведут непрерывные патентные бои с азиатскими вендорами.
В США нельзя сделать дешевый iPhone — слишком высоко ценят американцы свой труд. А с помощью Азии можно, вооружившись хорошо защищенными идеями, буквально завалить смартфонами весь мир. Разработчикам софта и производить ничего не надо. Microsoft может сколько угодно копировать и распространять Windows, Google, может где угодно зарабатывать на рекламе. Остается только постоянно подкидывать «в топку» свежий мозг.
Украина это видит. И не хочет быть Азией. Лучше придумывать, чем собирать. Но только думаем мы пока не на себя. Государство пытается разместить в Украине офисы иностранных технологических инвесторов, чтобы наши умы не работали «в серую» по зарубежным контрактам.
Для этого оно создает технопарки, вводит налоговые льготы. Все что угодно, лишь бы сотрудники работали официально, находясь в Украине. Но чиновники забывают при этом одну важную вещь.
Технологии — это не инфраструктура. Если иностранец вложится в последнюю (например, в мобильную сеть), то она всегда будет служить благу местных жителей. А если Google вложится в удачный местный виртуальный стартап, то в скором времени добавит себе миллионы долларов оборота и, возможно, миллиарды в капитализацию.
Но Украина получит от этого в лучшем случае несколько десятков новых рабочих мест с фиксированной зарплатой ее гениев. Если те не эмигрируют, конечно.
Украина упорно не выходит на мировую арену технологий. В государстве нет органов, которые поднимали бы архивы НИИ, занимались национальной информационной безопасностью, воспитанием талантов (речь, конечно, не о талант-шоу). А большинство местных олигархов по‑прежнему теряют маржу на сырьевых бизнесах, даже не оглядывась по сторонам.