Государственная администрация железнодорожного транспорта «Укрзалізниця» закупает дорогие российские электровозы, которые необходимы для перевозки грузов в гористой местности. На этой неделе монополист получит первые три из пятидесяти электровозов серии 2ЭС10, произведенные на российском заводе «Уральские локомотивы», которые направит в парк Донецкой железной дороги, рассказал «Капиталу» координатор реформирования транспортной отрасли Координационного центра реализации экономических реформ при президенте Украины Александр Кава.
По его словам, до 2016 г. «Уральские локомотивы» должны поставить «Укрзалізниці» 50 электровозов, из которых 7 будут работать на Донецкой железной дороге, а остальные 43 пойдут на Львовскую железную дорогу и будут обслуживать перевозку грузов через Бескидский перевал на линии Львов — Чоп.
Заменят старые
Договор с совместным предприятием российской группы «Синара» и международным концерном Siemens AG («Уральские локомотивы») «Укрзалізниця» заключила 1 февраля 2012 г. Согласно официальному сообщению монополиста, проект должен был осуществляться за счет заемных средств российского Внешэкономбанка. Сумма договора составляла 10 млрд руб. ($ 334 млн). Но после было решено закупить эти электровозы по лизинговой схеме через компанию «Премьер Лизинг». Как ранее писал «Капитал», в сентябре Донецкая, Львовская и Одесская железные дороги подписали договоры с «Премьер Лизинг» на покупку за 22,168 млрд грн 350 локомотивов, из которых 50 электровозов производства «Уральские локомотивы», а 300 — «Лугансктепловоза».
На $1,7 млн дороже электровоз производства «Уральских локомотивов» по сравнению с машинами, выпускаемыми «Лугансктепловозом»
Все электровозы будут поставляться в рамках «Программы обновления локомотивного парка железных дорог Украины на 2012‑2016 гг.». Всего планируется заменить 509 устаревших электровозов. По данным монополиста, из 1547 электровозов, которые составляют весь парк, 90 % изношены и нуждаются в замене.
Немцы не уверены в «Укрзалізниці»
Немецкая компания Siemens давно пытается сотрудничать с Украиной. Еще в 1998 г., «НПК Электровозостроение», Siemens и «Укрзалізниця» подписали договор на разработку грузопассажирского электровоза для сетей переменного тока с асинхронным двигателем. К 2002 г. электровоз, получивший название ДС3, был разработан, произведен и прошел все необходимые испытания в стране и был разрешен к серийному производству.
Через два года «НПК Электровозостроение» заключило договор с «Укрзалізницею» на поставку 100 таких электровозов. «Электровозостроение» выступало украинским производителем полностью украинского локомотива с использованием передовых мировых технологий. Вся тяговая электроника и системы управления поставлялись Siemens. Однако из ста электровозов было произведено всего 18. Производство было остановлено, потому что «Укрзалізниця» не гарантировала выкуп электровозов, пояснил около месяца назад президент Siemens в Украине Корнелиус Граниг.
Дорогие электровозы
По словам независимого эксперта транспортной отрасли Александра Кавы, по технологическим параметрам электровозы серии 2ЭС10 производства «Уральские локомотивы» на несколько десятков лет опережают луганские электровозы серии 2ЭЛ4. Однако и цена у них отличается. Электровоз, произведенный на «Лугансктепловозе» стоит около $ 4‑5 млн, а электровоз производства «Уральские локомотивы» — $ 6,7 млн. Старший аналитик инвестиционной компании «АРТ Капитал» Алексей Андрейченко заметил, что уральские электровозы на 50% мощнее луганских.
Мощные электровозы нужны для перевозки грузов на горных перевалах, заявил ранее министр инфраструктуры Владимир Козак. Уральские локомотивы позволят увеличить вес состава, который проходит Бескидский перевал, с существующих 4,6 тыс. т до 5,2 тыс. т.