В Украине до сих пор не решена проблема автомобилей с иностранной регистрацией, так называемых евроблях. Пытаясь привлечь к себе внимание, владельцы таких машин не раз проводили акции, сжигая шины и перекрывая дороги.
Последний массовый митинг состоялся под стенами Верховной Рады в сентябре 2017 года. Его результаты не удовлетворили ни власть, ни активистов, но на «бляхарей» обратили внимание первые лица государства, что давало надежду на разрешение проблемы.
Однако законопроект, призванный поставить точку в этом вопросе, до сих пор не зарегистрирован. Вся активность ограничивается разговорами о том, что все должны быть в равных условиях, и никаких преференций для владельцев нерастаможенных авто не будет.
Пока власть колеблется, в Украине появились воры, которые похищают авто на «бляхах», разбирают их на запчасти и продают. Для них это довольно безопасно: на временно ввезенное авто заявление о похищении может написать только его иностранный владелец.
Другой тренд — многотысячные и даже миллионные штрафы за управление такими машинами. По данным таможни, владельцы авто с еврономерами уже оплатили 38 млн грн штрафов. Таких дел с каждым днем становится все больше.
Редакция собрала пять историй «бляхарей». Их должны знать все, кто еще планирует приобрести авто на еврономерах.
Самый большой штраф за авто с литовскими номерами — 3,6 млн грн наложен на жительницу Одессы Светлану. Два года назад она приобрела автомобиль Cadillac Escalade 2007 года выпуска по доверенности. Его привез иностранец. После этого, рассказывает Светлана, начались проблемы с полицией и таможней.
«Я сидела в машине с выключенным двигателем. Подошли полицейские и попросили предъявить документы. Затем они забрали ключи и документы на машину. Полицейский сел за руль, меня посадили в машину полиции и поехали на таможню», — говорит женщина.
На таможне на женщину составили протокол об уклонении от уплаты налогов и постановили выплатить 3,6 млн грн штрафа — 300% от стоимости растаможки авто.
Светлана решила судиться. В ноябре Приморский районный суд Одессы отказался отменить постановление ГФС о наложении штрафа. В начале 2018 одесситка подала апелляцию на это решение. Пока суд ее не рассматривал.
На втором месте — владелец автомобиля Mercedes-Benz с двойным гражданством, которого за нарушение таможенных правил оштрафовали на 3,38 млн. грн.
При пересечении границы мужчина предъявил паспорт гражданина Литвы. Это давало ему право как нерезиденту ввезти авто, находящееся на учете в иностранном государстве, без уплаты таможенных платежей в режиме «временный ввоз» на один год.
Однако впоследствии таможенники установили, что это лицо имеет украинское гражданство и постоянное место жительства в Украине. То есть является резидентом Украины, а это уже совсем другие требования. Согласно постановлению Черниговской таможни ГФС, водителя привлекли к административной ответственности и оштрафовали на 3,38 млн. грн.
Позицию таможни поддержали суды первой и апелляционной инстанций.
Еще один миллионный штраф за нерастаможенную иномарку получил житель Черкасс. В 2016 году полиция остановила его Mercedes-Benz E320 с номерами Литвы. Водитель говорит, что правил дорожного движения он не нарушал, поэтому оснований для проверки не было.
Полицейский, ознакомившись с документами на авто, передал их работнику ГФС. Тот заставил водителя поехать с ним в таможню. После предоставления письменного объяснения о приобретении человеком авто ему вернули документы и отпустили.
Через два месяца работники ГФС составили протокол о нарушении водителем таможенных правил, а через месяц выписали ему штраф в размере 300% от неуплаченной суммы таможенных платежей — почти 1,7 млн. грн.
Водитель смог обжаловать это решение в суде первой инстанции, однако в мае 2017 года апелляционный суд встал на сторону фискалов и постановил взыскать с владельца указанную сумму. У водителя был шанс на кассацию, но он им не воспользовался. Значит, придется платить.
Иногда владельцы авто на еврономерах выигрывают суды у таможни. Так произошло в Одессе: водитель BMW 320D с польскими номерами смог отменить штраф на 0,5 млн грн.
В мае 2016 полицейские остановили его для проверки документов, после чего сообщили таможне об использовании авто с иностранной регистрацией. Таможенники констатировали нарушения и постановили взыскать с водителя более 500 тыс грн.
Согласно постановлению, «транспортное средство, ввезенный на территорию Украины нерезидентом в льготном режиме, использовалось как товар в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены льготы». Водитель попросил суд отменить постановление. По его словам, машину ввез в Украину гражданин Польши, который временно передал ее ему.
Водитель утверждает, что не обязан знать, в каком режиме было ввезено авто и были ли получены льготы при ввозе. Он уверял, что не намерен нарушать таможенные правила, поскольку не является ни владельцем авто, ни лицом, ответственным за соблюдение правил таможенного режима.
Судья согласилась с его доводами и отметила, что работники ГФС не смогли доказать факт нарушения таможенных правил.
Таможня апелляцию не подавала, и решение суда вступило в силу.
В высшие судебные инстанции дошло только одно дело в отношении водителя авто с иностранными номерами. 17 мая 2017 Высший административный суд принял первое решение в отношении водителя авто на «бляхах»: штраф 420 тыс грн и конфискация машины.
Согласно материалам дела, в марте 2015 года гражданин Азербайджана ввез в Украину автомобиль Ford Tourneo в режиме временного ввоза до одного года. Через год было установлено, что этим авто управлял украинец. У него была доверенность на право использования транспортного средства на территории Украины.
Высший суд обязал гражданина Украины уплатить штраф 419,5 тыс грн — 300% от неуплаченной суммы таможенных платежей. Решение мог пересмотреть Верховный суд, но туда водитель решил не обращаться.
Ничего себе! Мне кажется, если ты решился на ввоз авто, нужно узнать все до мелочей! Хотя у нас особо не поймешь, что работает, а что нет. Тем более что появляются все новые и новые законы, как например о неправильной парковке https://autoguide.pro/grustnii-zakon-dlya-evroblyah-vladeltsi-nerastamozhennih-avto-ne-smogut-zabrat-mashinu-so-shtrafploshadki/