Развитие внутренней добычи нефти и природного газа является частью государственной стратегии энергетической независимости и безопасности Украины. Эта задача особенно актуально во время конфликта с Россией, которая для достижения своих политических целей шантажирует Украину и ЕС срывом поставок газа.
На этом фоне власти постоянно говорит о том, что вот-вот придут иностранные инвесторы, которые откроют новые газовые скважины, новые мощности, создадут новые рабочие места. Однако все эти обещания остаются голословным пиаром из-за упорного отказа властей сделать добывающий рынок максимально прозрачным и открытым для честной конкуренции.
В это же время политики или связанные с ними олигархи в ручном режиме контролируют украинские недра и прибегают к различным манипуляциям, чтобы скрыть это. В частности, указывают недостоверную информацию в государственном реестре.
Действенные механизмы проверки этой информации отсутствуют как на этапе выдачи разрешений, так и на этапе разведки или разработки месторождений. Это создает серьезные коррупционные риски и отпугивает потенциальных добропорядочных инвесторов.
Народ Украины, которому по Конституции принадлежат недра, также имеет право знать, кто является настоящими бенефициарами нефтегазового добычи в стране.
Важным шагом к прозрачности является получение достоверной информации от владельцев лицензий. Например, через введение санкций к компаниям, которые сообщают недостоверную информацию о своих бенефициарахв.
Пока этого не сделано, аналитики и юристы ОО «Центр противодействия коррупции» провели собственную информационную разведку для поиска настоящих бенефициаров частных компаний, владеющих спецразрешениями на разработку нефтегазовых месторождений Украины.
«Капитал» публикует отчет «Центра противодействия коррупции», в котором подробно описано, кто именно получает выгоду от разработки украинских недр.
По состоянию на начало февраля 2018 Украина выдала более 474 специальных разрешений на пользование нефтегазовыми участками недр. 267 из них принадлежат государственным предприятий, а 204 находится в собственности частных компаний.
Что касается госкомпаний, по понятным причинам большинство спецразрешений контролируют предприятия Группы «Нафтогаз».
Возникает логичный вопрос — а кто владеет частными компаниями, которые получили государственные недра в свое пользование? Ответ на этот вопрос дать не так просто.
Дело в том, что с одной стороны законодательство обязывает всех юрлиц указывать в реестре юридических и физических лиц-предпринимателей (ЕГР) информацию о конечном бенефициаре. С другой — закон позволяет этого не делать.
Юрлицо самостоятельно определяет, кто является его конечным бенефициаром. Более того, компания может указать, что бенефициар у нее отсутствует.
Непредоставление регистратору информации о конечном владельце наказывается штрафом от 5100 гривен до 8500 гривен — сумма для бизнеса такого калибра, мягко говоря, символическая.
Механизмов проверки информации о бенефициарном владельце, поданной в ЕГР, закон не предусматривает. Ответственность за подачу недостоверных данных законодательством не определена.
Такая снисходительность со стороны закона создает возможности для коррупции и злоупотреблений со стороны бизнеса.
Половиной разрешений на пользование недрами владеет 114 частных фирм. 83 из них владеют лишь одним спецразрешением, одна компания — 19, а наибольшее количество разрешений — 38 — сконцентрировал пул из 14 компаний, подконтрольных одному лицу.
Вышеупомянутые 19 разрешений принадлежат ООО «Ист Юроуп Петролеум». Ранее фирма была известна как ООО «Голден Деррик» и ее связывали с Эдуардом Ставицким, экс-министром энергетики и угольной промышленности. По данным журналистов, сейчас компания подконтрольна российско-украинскому олигарху Павлу Фуксу.
38 разрешениями владеет пул из 14 компаний, опосредованно подконтрольных скандальному экс-министру правительства Азарова Николаю Злочевскому.
По «бенефициарному критерию» частные компании можно разделить на несколько групп.
Первая группа — компании, которые указали своих бенефициаров. К ним относится 86 компаний из 114.
28 компаний указали своими бенефициарами иностранцев. Впрочем, на основе публичных источников удалось установить, что у 16 из этих 86 компаний, бенефициары, вероятно, отличаются от указанных в ЕГР. Эти компании принадлежат ко второй группе.
Третья группа — компании, правдиво указавшие своих конечных владельцев. Правдивыми эксперты считают данные только о бенефициарах 37 компаний. Указанные ними имена подтверждает информация из других публично доступных источников: из официальных сайтов компаний, других госреестров, сообщений в СМИ, и прочее.
О бенефициарах 28 компаний в реестре вообще никакой информации.
Среди фирм, владеющих нефтегазовыми спецразрешения, почти нет известных международных корпораций или иностранных добывающих компаний, которые системно инвестируют в развитие отрасли.
Треть частных компаний, добывающих нефть и газ, контролируется публичными лицами, то есть, лицами, выполняющими или выполняли определенные публичные (политические — Ред.) функции государства или являются близкими соратниками таких лиц.
Одиннадцать публичных лиц владеют четвертой частью (107) всех выданных в Украине нефтегазовых разрешений (474). В их руках — больше половины всех разрешений, выданных частным компаниям. Кто они?
Олигархи Игорь Коломойский, Геннадий Боголюбов, Виктор Пинчук, Ринат Ахметов, Павел Фукс, нардепы Игорь Котвицкий, Вадим Новинский, Леонид Козаченко, Ефим Звягильский, Александр Онищенко и экс-министр экологии правительства Азарова — Николай Злочевский.
Способ владения традиционный — через оффшорные компании по «принципу матрешки».
Например, официально Пинчук не является бенефциаром ни одной из компаний на рынке добычи нефти и газа. Пул из 11 украинских фирм принадлежат двум компаниям с Кипра: Geo-alliance Oil-Gas Public Limited и Geo-Alliance Oil Gas One Ltd. Первая компания владеет второй (принцип матрешки — когда одна компания владеет другой).
В августе 2012 Geo-alliance Oil-Gas Public Limited принадлежала Geo Alliance Group Limited, которая в аудиторском отчете за 2012 фигурировала как «материнская компания», которая «действует в интересах Виктора Пинчука и его семьи».
Коломойский и Боголюбов также официально нигде не фигурируют как бенефициары негосударственных компаний, владеющих спецразрешениями. Однако через ряд оффшоров можно проследить их связь с СП «Полтавская газонефтяная компания», имеющей 6 спецразрешений на пользование недрами.
Владельцами наибольшего количества выданных в частные руки разрешений на сегодня являются структуры Злочевского, а сам опальный экс-чиновник, реабилитированный украинскими правоохранителями, недавно беспрепятственно вернулся в Украину восстанавливать свой добывающий бизнес.