Приквелы и сиквелы — главные блюда киноиндустрии. Деятельно достраиваются (причем в обе стороны) биографии культовых героев прошлого и выскочек последнего десятилетия, которым чудом удалось закрепиться в этом статусе. Мы уже все знаем о детстве Дарта Вейдера и буквально завтра узнаем все о детских годах Супермена. Но в этих историях, хоть и с натяжкой, все‑таки есть логика. Герои, пусть и вымышленные, все же являются людьми, даже если только внешне. Поэтому логично, что у них есть папа и мама, детство, чувства и прочие атрибуты человеческой жизни. Не уверена, что нам так уж нужны все эти подробности, но, с другой стороны, почему бы и нет?
Иное дело — герои сказочные, сиречь мультяшные в современном мире. Приквел о детстве Бабы-яги: как она в первый раз, будучи еще девочкой, съела ребенка, случайно забредшего в их глухой лесной угол (это было, когда родители уехали в командировку и сломался холодильник), что при этом испытала, как затем проходило становление ее личности, в конце концов, первая любовь Бабы-яги — согласитесь, все это звучит немного странно. И хотя лично меня всегда волновало, как Чебурашка попал в ящик с апельсинами и что он делал до того, как его оттуда достали, по‑настоящему я никогда не хотела это узнать. Мир сказочных героев герметичен, чем вполне соответствует детскому сознанию. Герои не эволюционируют, не изменяются, их истории, зафиксированы раз и навсегда и в нетронутом виде переходят от родителей к детям. Ну, то есть переходили, пока за них как следует не взялись маркетологи.
Культовый мультфильм «Корпорация монстров» был снят в 2001 г. на культовой студии Pixar, которая тогда принадлежала Стиву Джобсу (в свое время он купил ее у Джорджа Лукаса). Полнометражный анимационный фильм предлагал зрителям целый мир, по внешним параметрам резко контрастирующий с сусально-приторным миром большинства детских мультфильмов. Сама идея сделать страшил, живущих в шкафу (и в подсознании каждого человека), героями детского мультика была очень смелой. В результате «Корпорацию монстров» по многу раз смотрели и дети, и взрослые.
За прошедшее с тех пор время многое изменилось. Walt Disney со всеми его замками, золотыми радугами и звездными дождями купила Pixar, так что «Университет монстров» сделан уже, по сути, на другой студии. Сюжет элегантно эксплуатирует уже ставшую привычной благодаря Джоан Роуллинг за последнее десятилетие тему волшебной школы, а также бездну второстепенных фильмов об американских студентах, кампусах и прочей молодежной лабуде, вместе с бездной гэгов на эту тему. Стержень сюжета — не менее оригинальное непримиримое соперничество между нервным никому не известным худосочным хлюпиком (Майкл «Майк» Вазовский) и фаворитом факультета, сыном знаменитого отца и звездой своей спортивной команды (Джеймс Пи «Салли» Салливан).
Но 2 320 413 волосков, из которых состоит мех Салли, все так же обаятельно развеваются при каждом его движении, сюжет развивается все так же стремительно и так же наполнен юмором. И, конечно, никто не удержится от того, чтобы узнать, как жили наши любимые герои до того, как мы их полюбили. Если бы мне предложили показать домик Чебурашки на песчаном африканском берегу — ни за что бы не отказалась.