Федор Енакиев был человеком недюжинного ума. Инженер-путеец по образованию, бизнесменом он стал, в общем‑то, случайно. Однако именно его управленческим талантам обязаны своим появлением Енакиевский металлургический завод, несколько шахт и каменноугольных рудников, а также Северо-Донецкая железная дорога. Предприниматель стал одним из «отцов» Донбасса.
Удачный брак
У Федора Енакиева необычная биография. Ведь дворяне, как правило, не занимались предпринимательством — этот «низкий жанр» был уделом представителей купеческого сословия. Основатель Енакиевского металлургического завода происходил из дворянской семьи, корнями связанной с территорией Украины — его отец Егор Васильевич был уроженцем Херсонской губернии.
Глава семьи мечтал, чтобы старший сын Федор стал офицером. Однако молодой человек поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения, который закончил в 1876 году.
Трудовую биографию 24‑летний путеец начал в управлении Николаевской железной дороги. Потом перешел в Главное общество Российских железных дорог.
В 1885 году случилось событие, предопределившее дальнейшую жизнь Федора Егоровича — 33‑летний Енакиев женился на дочери тайного советника Анне Винберг. Супружество оказалось удачным, в семье родились пятеро детей — три сына и две дочери. Однако этот брак имел и другие последствия. Дело в том, что родной брат Анны Карл Винберг был влиятельным в финансовых кругах человеком и председателем Петербургского биржевого комитета. Не удивительно, что Федор Енакиев вскоре оставил государственную службу и занялся бизнесом.
Именем создателя
Наладив связи в среде столичных финансистов и предпринимателей, Федор Егорович сделал ставку на металлургию. Именно металл являлся основой промышленного бума, который в те годы переживала страна. Енакиев решил строить металлургический завод на юге империи — в нынешнем Донбассе. Вовлек в дело бывшего коллегу — инженера Министерства путей сообщения Болеслава Яворского, а также бельгийских инвесторов Октава Неф-Орбана и Оскара Биэ. Вчетвером они учредили Русско-Бельгийское металлургическое общество с основным капиталом 8 млн рублей. 2 июля 1895 года Кабинет министров утвердил устав этого общества.
Тогда же Енакиев оставляет Петербург и едет на Донбасс. Именно он предложил строить завод в селении Софиевка. Выбор был отличный: рядом — залежи коксующегося угля и руды, а также вода (Софиевка расположена на берегу речки Садки), неподалеку железная дорога, что решало вопрос с вывозом готовой продукции.
Русско-Бельгийское общество приобрело земли у князя Сергея Долгорукого и начало строительство Петровского завода. Спустя два года государственная комиссия приняла предприятие, отметив в акте: «Завод состоит из двух доменных печей с суточной производительностью 18000 пудов чугуна (295 тонн), с плавкой на криворожских и местных рудах, 120 коксовых батарей, двух конвертеров проектной мощностью 36000 пудов стали (590 тонн), двух угольных шахт, рельсопрокатного отделения, бессемеровского и мартеновского цехов».
В ноябре 1897‑го задули первую доменную печь — новый завод дал первый металл.
Уже в следующем году Бахмутское уездное земское собрание предложило назвать местность, где расположился Петровский завод с прилегающими рудниками и рабочими поселками, именем их создателя и покровителя Федора Енакиева. Эту идею поддержало и Екатеринославское губернское земское собрание. И вскоре на карте империи появился поселок Енакиево. Такое же название получила и местная железнодорожная станция.
Обустройство поселка
В 1900 году на заводе была задута третья домна, заработала 20‑тонная мартеновская печь и несколько каменноугольных рудников — «Нарьевский», «Веровский», «Бунге». В течение следующих пяти лет были запущены еще две мартеновские печи, и Енакиевский завод стал одним из крупнейших в регионе производителем рельсов для железной дороги.
Разрастался и поселок. Если вскоре после запуска завода население Енакиево составляло 2700 человек, то в 1916 году там уже было 16 000 жителей. В центре поселка стояли две каменные церкви, кирха, костел, синагога, четыре двухэтажных дома и два десятка коттеджей для бельгийских специалистов, а также две гостиницы, почта, столовая, две пекарни.
Рабочие лечились в заводской больнице на 185 коек. Досуг проводили в кинотеатре «Иллюзия», художественной самодеятельностью занимались в Народном доме и клубе работников металлургического завода. Книголюбы посещали библиотеку потребительского товарищества. Дети рабочих Русско-Бельгийского общества учились в четырех школах: двух четырехклассных — поселковой и заводской, трехклассной церковно-приходской и двухклассной Товарищества помощи бедным евреям. Также в Енакиево имелось коммерческое училище.
Северо-Донецкая «железка»
В 1898 году Енакиев взялся за крупный международный проект. Правительство Персии предоставило ему и его новому компаньону Александру Горяйнову концессию на изыскание и эксплуатацию рудников и копей в Азербайджанской провинции. Так возникло Русско-Персидское горнопромышленное общество, которым Енакиев руководил из Петербурга. За свою деятельность он получил из рук персидского шаха одну из высших наград страны — орден Льва и Солнца 2‑й степени с Красной лентой.
Тем временем металлургический бизнес на Донбассе развивался семимильными шагами, а ограниченная пропускная способность местной железнодорожной ветки тормозила развитие производства. Енакиев вместе с одним из руководителей Петербургского международного банка Сергеем Хрулевым и промышленником Андреем Бунге учреждает Общество по постройке Северо-Донецкой железной дороги, которая должна была «обслуживать каменноугольные залежи северного района Донецкого бассейна», доставляя потребителям 100 млн пудов (1,6 млн тонн) каменного угля ежегодно.
Проект железной дороги Федор Егорович разработал лично. Проект вызвал резкие возражения у некоторых членов Государственной думы, однако профессиональные знания инженера-путейца помогли Енакиеву разбить доводы оппонентов в пух и прах. В результате от Штеровки до Мариуполя проложили железнодорожное полотно, открывшее углю Луганщины дорогу на новые рынки сбыта.
«Американского склада действий»
Федор Енакиев был человеком плотного телосложения, среднего роста, с седоватыми небольшими усами. Владел четырьмя иностранными языками, слыл искусным оратором и интересным собеседником. Современники отзывались о нем как о человеке «американского склада действий».
При этом бизнесмен отличался чопорностью, тщеславием. Являлся членом право-либеральной партии «Союз 17 октября», однако политическая карьера не привлекала его — предприниматель ни разу не выдвигался ни в Думу, ни в местные органы власти. За реализацию масштабных проектов был награжден орденами св. Станислава II и III степеней.
В январе 1915 года миллионер отправился на отдых в один из подмосковных санаториев и там неожиданно умер в возрасте 63 лет. Родственники исполнили волю покойного и похоронили его в Енакиево, у церкви — добротная кованая ограда, чугунные памятник и надгробная плита. На верхней планке креста крупными буквами сделали надпись: «Инженеру Енакиеву — основателю города».
В советское время церковь разобрали, а надгробие и ограду уничтожили. В итоге точное место захоронения Федора Енакиева утрачено. Вдобавок у поселка, ставшего в 1925 году городом, отобрали имя основателя — переименовали сперва в Рыково, потом в Орджоникидзе. В 1943-м городу вернули историческое название.
В 2010 году в центре Енакиево торжественно открыли бронзовый бюст основателю города и Енакиевского металлургического завода. Автором скульптуры стал заслуженный художник Украины Петр Антып.