Художественный фильм Сергея Лозницы «Донбасс» открыл 9 мая программу «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале.
«Донбасс» является одним из первых игровых фильмов, посвященных войне на востоке Украины.
В комментарии ВВС News Украина украинская журналистка Евгения Руденко, посетившая показ в Каннах рассказала, что после просмотра фильма Лозницы в Каннах некоторые зрители были настолько поражены, что отказывались давать ему оценку. Они говорили, что им нужно время, чтобы его «переварить».
Определенной преградой для понимания фильма иностранцами было и то, что перевод на английский и французский не передает всех оотенков украинского и русского языков, ненормативной лексики.
А вот как оценили фильм иностранные кинокритики:
Ведущий кинокритик The Guardian Питер Брэдшоу в статье «Причудливый калейдоскоп фейковых новостей украинской гражданской войны» отмечает, что фильм Лозницы полон «насилия и оруэлловской утопии, управляющей восточной Украиной».
Он называет его мрачным фильмом нового социального реализма о конфликте между «пророссийскими путинистами» и сторонниками украинской независимости, симпатизирующими Западу.
«Чрезвычайно плодовитый Лозница создал причудливый калейдоскоп удивительных сцен и кошмарных эпизодов. Здесь есть ужас, насилие, бюрократия, оруэлловское распространения фейковых новостей и вечная истерия войны для воспитания патриотизма. Это мир Новороссии, верной своей родине», — отмечает автор.
Брэдшоу пишет, что в этом мире свободные или неудобные СМИ могут стать жертвой безнаказанной атаки, а самой ужасной сценой является наказание «карателя», в которой прохожие проявляют свои садистские наклонности.
Кинокритик подчеркивает, что не все гротескные сцены Лозницы работают, но поражает «невероятный вид холодной энергии и жесткого контроля», с которыми создан фильм.
«После окончания фильма я понял, что мне это напоминает: ледяная, а не музыкальная картина Лозницы — это обратная сторона медали буйного видения Кустурицей хаотичной войны в бывшей Югославии.» Донбасс «является несовершенным, но ярким достижением», — заключает критик.
Кинокритик Джей Вайсберг в статье для The Variety отмечает, что хотя новый фильм Лозницы имеет мало общего с его предыдущим фильмом «Кроткая» в стилистическом плане, оба являются по сути пронзительным криком против общества, теряющего человечность.
Режиссер показывает чрезвычайную жестокость, которая сопровождает противостояние на Донбассе.
«Несмотря на безупречную тематическую сплоченность фильма, его поэтапная структура означает, что зрители чувствуют, как их дубасят каждой следующей сценой, хорошо осознавая, что будущая сюжетная линия приведет к еще одному эпизоду растущей жестокости», — пишет кинокритик.
Сквозь истории о пропитанном коррупцией обществе и жестокости ощущается выгорание связей между людьми и их опустошенность эгоизмом.
«Коррупция и унижение являются ведущими силами „Донбасса“, что приводит к неутешительному портрету общества, где человеческое взаимодействие уменьшилось до уровня варварства, более соответствующего поздней античности (II-VII века. — Ред.), чем так называемому современному цивилизованному миру», — отмечает Вайсберг.
Он пишеь, что из конфликта между украинскими националистами и пророссийскими сепаратистами «никто не выходит чистым».
«А как они могли, если годы манипуляций умышленно раздували вражду с обеих сторон?», — отмечает кинокритик.
На страницах ведущего французского журнала о культуре Les Inrockuptibles фильму посвятил статью «Донбасс» Сергея Лозницы: жесткий удар по русскоязычным из Украины" французский кинокритик Жан-Батист Моран.
Он называет фильм «мощным, жестким, иногда на грани возможности вытерпеть», но значение которого может обернуться против самого режиссера.
В фильме появляется четкий образ лидеров сепаратистов — «тупоголовых коррупционеров».
В то же время Моран отмечает: «Но лучше ли украинские фашистские националисты?» — мы все хотим спросить, потому что они существуют. Конечно, нет. Демократам, которые являются меньшинством, как правило, не остается ничего, кроме как стиснуть зубы«.
«Проблема фильма украинского режиссера Сергея Лозницы в том, что он не оставляет сомнений о своем характере: это судебный процесс над украинским пророссийскими сепаратистами», — считает кинокритик.
Автор предполагает, что Сергей Лозница очевидно поставил себе целью поразить международного зрителя, но выбрал для этого тяжелый метод.
«Этот метод — такой же тяжелый, как российская артиллерия. Лица персонажей сепаратистов показывают все их внутреннее уродство. Это немного неприятно (особенно невыносимы сцены линчевания на улице и свадьбы)», — отмечает критик.
«Зритель чувствует себя взятым в заложники», — добавляет Жан-Батист Моран.
Он добавляет, что это ему напомнило первые фильмы, которые появились после Второй мировой войны, авторы которых не хотели особенно изящно изображать немцев.
В то же время он отдает дань изображению в фильме методов манипуляции людьми со стороны СМИ и умению режиссера собственно снимать фильмы.
«Удар Лозницы мощный, но не понятно, достиг ли он своей цели», — заключает Моран и добавляет, что оппоненты господина Лозницы могут использовать против него его же оружие.
«Мощная» и «обессиливающая» драма, которой будет трудно выйти за пределы фестивальных программ. Так оценивает последний фильм Сергея Лозницы журналист Hollywood Reporter Лесли Фельперин.
«Особый режиссерский стиль Лозницы — эстетический, менее заинтересованный в персонажах и повествовании, чем в пейзажах, звуках и аморфных, но страшно ощутимых атмосферах», — считает журналист. Поэтому фильм трудно понять людям, которые не являются сторонниками высокого арт-хауса или не относятся к славянским народам.
К тому же режиссер не пытается упрощать политические реалии или объяснять их для посторонних.
В фильме более заметны пророссийские сепаратисты и российские солдаты, которые пытаются себя выдать за местных жителей. О присутствии украинской стороны напоминает в основном эпизод с расправой взбешенной толпы над украинским пленным.
Однако каждый персонаж фильма «возможная мишень и потенциальная жертва», и режиссер показывает всю «непредсказуемость войны», внезапно уничтожая своих персонажей.
Кинокритик Le Monde Тома Сотинель напоминает, что в прошлом году Сергей Лозница уже дал зрителю возможность познакомиться с жестокостью постсоветской пенитенциарной системы в фильме «Кроткая». На этот раз он показывает постсоветский конфликт, «ад» и «дает волю своему гневу».
Сцены телерепортажа из бомбоубежища меняются сценами ужасов войны и гротескной свадьбы сепаратистов. Кинокритику кажется, что «Лозница, очевидно, не слишком верит в человеческую природу» и ведущей линией в фильме является «несгибаемый пессимизм, граничащий с мизантропией».
«Гнев украинца заставляет его преувеличивать определенные ситуации», — отмечает Сотинель. По мнению кинокритика, сцена свадьбы сепаратиста является вымышленной режиссером, как и некоторые другие.
Он также отмечает, что зрители, далекие от театра военных действий и не способные отличить украинский язык от русского, могут не понять или неправильно понять послание режиссера.