Політика

помощь

Миллиард евро для Украины: получим ли мы деньги ЕС

25392
Миллиард евро для Украины: получим ли мы деньги ЕС

Хотя украинская экономика преодолела самую сложную часть кризиса в 2014-2015 годах, в ближайшее время ее могут ождать новые трудности. Ведь в этом и следующем году Украина должна осуществить значительные выплаты по внешнему долгу. Международный валютный фонд (МВФ) оценивает потребности Киева в зарубежном финансировании на этот период почти в четыре миллиарда евро.

Помочь в этом может четвертая программа макрофинансовой помощи Украине от ЕС в размере одного миллиарда евро. В четверг, 17 мая, профильный комитет Европарламента — по международной торговле — одобрил соответствующее предложение Еврокомиссии 28 голосами, пятеро проголосовали против. Накануне совещательный комитет — по иностранным делам — поддержал проект 58 голосами, против проголосовали трое. И хотя эти цифры демонстрируют очень большую поддержку помощи Украине как таковой, не обошлось и без спора, который может задержать выделение двух траншей кредитов.

Наследие прошлого

Начиная с 2014 года, Украина получила 2,8 миллиарда евро макрофинансовой помощи от ЕС. Могла бы получить и больше, однако последний, третий транш кредита в 600 млн. евро Брюссель так и не выделил. Причина — Украина до конца программы в январе этого года не выполнила четыре условия. В целом требований, выполнить которые согласился Киев, было аж 21.

С тех пор заметен прогресс. Так, в марте вступил в силу закон о кредитном реестре Нацбанка, поэтому сейчас это условие полностью выполнено. С другими тремя не все так просто. А именно их выполнение проект новой программы определяет предпосылкой для получения дальнейших кредитов.

Евросоюз настаивает, что мораторий на экспорт леса-кругляка не соответствует соглашению о зоне свободной торговли (ЗСТ), действующей между двумя сторонами. Но вопрос отмены моратория Верховной Радой в Украине является слишком раздражающей политической темой. Целью этого моратория, введенного украинским парламентом еще в 2015 году, было «предотвращение массового неконтролируемого вывоза за границу стратегического для страны сырья — леса-кругляка». В ЕС настаивают на том, что это решение нарушает двустороннее соглашение о ЗСТ, и призывают украинское правительство снять мораторий и решить проблему с вырубкой другими, более эффективными мерами. Для разблокирования этого вопроса Киев и Брюссель решили применить специальный механизм урегулирования споров, предусмотренный соглашением о ЗСТ.

Второе до сих пор невыполненное требование — механизм автоматической проверки электронных деклараций. В Брюсселе регулярно возмущаются, что после подачи более миллиона е-деклараций проверено лишь несколько сотен. Поэтому среди предложений называется не только запуск автоматической системы, но и приоритет в ее работе для проверки деклараций чиновников высокого уровня.

С третьим требованием ситуация отличается, ведь оно изначально было сформулировано недостаточно четко. «Относительно проверки данных, которые компании должны предоставлять об их бенефициарных владельцах, и принуждении к исполнению обязанности компаний сообщать (эти данные. — Ред.), следует признать, что это до сих пор находится в зародыше на международном уровне, включая ЕС», — говорится в предложении Еврокомиссии. И поскольку нет международного опыта, на который можно было бы положиться, Брюссель направил в Украину экспертов, которые должны помочь разработать соответствующие механизмы.

Вопрос времени

Следует заметить, что в законодательном акте ЕС о программе помощи все требования для ее предоставления не прописываются. Для этого есть другой документ — меморандум о взаимопонимании, который впоследствии должны согласовать Еврокомиссия и правительство Украины. Идея заключается в том, что в таком случае никто не может сказать, что ЕС навязывает кому какие требования, ведь Киев сам на них согласился.

Невыполнение украинскими властями своих обещаний побудило евродепутатов к более жесткому подходу. Докладчик от совещательного комитета Михаэль Галер, который поддерживает предоставление помощи Украине, внес поправку с предложением прописать три новых требования. В частности, принятие закона о Высшем антикоррупционном суде в соответствии с требованиями Венецианской комиссии, отмену обязанности подавать декларации для антикоррупционных активистов и назначение состава Центральной избирательной комиссии, где были бы справедливо представлены все парламентские политические силы.

Комитет по иностранным делам поправки Галера поддержал и попросил комитет по международной торговле отложить рассмотрение на конец мая. Последний на это не согласился, вместо чего одобрил предложение Еврокомиссии без поправок. Благодаря этому решению Европарламент на пленарном заседании может его утвердить уже в июне. Тогда окончательное принятие программы возможно еще летом. Впрочем, поправки могут еще быть внесены на пленарном заседании, и тогда это задействует процедуру консультаций с другими двумя участниками законодательного процесса — Еврокомиссией и Советом ЕС.

Все в руках украинской власти

Докладчик профильного комитета Ярослав Валенса не скрывал удовлетворения принятым решением. «С самого начала я понимал, насколько важно для нас двигаться настолько быстро, насколько возможно, потому что в этих денег срочно нуждаются в Украине», — заявил он. Но все же определенное усиление позиции Брюсселя по выполнению требований Украины есть. Евродепутат от Польши уточнил, что все три участника законодательной процедуры — ЕП, ЕК и Совет ЕС — планируют сделать совместное заявление. «В него мы включили нашу обеспокоенность относительно реформ в Украине. Это наш способ сказать нашим друзьям в Украине, что им нужно ускорить процесс реформ», — сказал Валенса.

В апреле о быстром принятие решения выделить помощь Киеву просил министр финансов Украины Александр Данилюк, убеждая евродепутатов в том, что «для нас очень насущная необходимость получить макрофинансовую помощи в 2018 году», в идеале — в начале осени.

Михаэль Галер объясняет свою позицию так: если не только одна Еврокомиссия, но также и Европарламент вместе будут настаивать на указанных реформах, это окажет весомое влияние на украинскую власть. «Представители украинского правительства и парламента нам, в ЕС, многократно заявляли, что это возможно и есть намерение эти элементы реформ вовремя принять, прежде чем макрофинансовая помощь будет выплачена. Сейчас настало время для Украины в конце концов эти обещания выполнить», — отметил Галер. Если Украина выполнит три требования, которые ЕС уже давно ожидает, до 11 июня (начало пленарной недели), то основание рассматривать поправки просто исчезнет.

Но даже если все удастся принять вовремя, останется еще одна преграда для выделения помощи. Условием предоставления Украине кредитов от ЕС также является выполнение программы МВФ, а она сейчас практически заблокирована, поскольку Киев не выполнил свои обязательства по созданию антикоррупционного суда и приведению цен на газ к рыночным. Это понимает и Александр Данилюк. «Когда у нас есть прогресс в программе МВФ, это открывает возможности получать дополнительные ресурсы», — заявлял он в апреле.

Эксперт брюссельского аналитического центра EPC Аманда Пол соглашается с позицией Галера о том, что требования об отмене е-деклараций для активистов и создании антикоррупционного суда должны быть прописаны в предложении. Она разочарована невыполнением Украиной своих обещаний: «Это подрывает доверие к украинскому правительству».

Источник: DW
Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама