Симпатичный человек пользуется множеством преимуществ уже просто потому, что его считают привлекательным. У него выше зарплата, мягче наказания, больше друзей… И больше голосов избирателей, если он или она — политик. Но не дайте красивой обертке себя обмануть на выборах, пишет издание Forskning.se.
Красивые люди пользуются рядом преимуществ благодаря своей внешности. Они более популярны, встречают больше потенциальных партнеров, получают лучшие оценки, лучшую работу и более высокие зарплаты… Этот список, кажется, можно продолжать до бесконечности.
«Есть явственная связь между внешностью и доходом. Красивые люди зарабатывают больше, некрасивые — меньше», — говорит экономист Никлас Берггрен (Niclas Berggren).
О том же свидетельствует и другое исследование о значении внешности. Американский профессор психологии Джудит Лонглойс (Judith Longlois) из Техасского университета в Остине в 2000 году сделала научное исследование, которое показало, что существует общепринятая тенденция так или иначе награждать обладателей внешней красоты. Объясняется это тем, что мы склонны приписывать красивым людям и другие положительные качества — доброту, ум и таланты. Это явление называется гало-эффектом. Возможно, именно потому, что с симпатяжками в общем и целом обращаются лучше, они и лучше уживаются с другими и воспринимаются как приятные люди.
Вопрос в том, какое это будет иметь значение на выборах. И правда, насколько симпатичные у нас политики? И сможем ли мы за внешностью разглядеть, что там у них внутри?
Никлас Берггрен изучает значение красоты в Институте промышленных исследований в Стокгольме.
«Нас вдохновили более ранние экономические исследования, посвященные „награде за красоту" на рынке труда, и мы захотели узнать, действует ли этот закон и для политиков».
Действует. Симпатичные политики получают больше голосов.
Никлас Берггрен и его коллеги стали одними из первых в мире, кто изучал эту связь. Они дали более чем 10 тысячам человек из Швеции, Германии, США и Австралии, а также других стран, посмотреть на портреты большого количества финских политиков, чтобы они оценили их привлекательность по пятибалльной шкале, от «непривлекательный» до «очень привлекательный».
Статистический анализ ясно продемонстрировал, что чем более высокую оценку за красоту получали финские политики, тем больше голосов им в реальности отдавали избиратели.
«Мы не увидели почти никакой разницы в ответах респондентов из разных стран, когда они оценивали политиков. Чаще всего царило единое мнение насчет привлекательности определенного политика, какого бы происхождения ни был опрашиваемый».
В этом явлении как таковом нет ничего удивительного. В большинстве культур в основании представления о том, что считать красивым, лежат одни и те же параметры. В первую очередь тут важна симметрия, пристрастие к которой в свою очередь имеет эволюционный смысл.
«Человек с симметричным лицом чаще всего воспринимается более красивым, чем тот, у кого лицо ассиметрично», — говорит Торун Линдхольм (Torun Lindholm), профессор социальной психологии Стокгольмского университета.
Биологическое объяснение этому состоит в том, что симметрия может быть индикатором хороших генов, того, что мы сильны и здоровы, а значит, плодовиты и можем иметь здоровых детей. Правильные черты привлекают и людей и животных как признак, что ты в процессе эволюции правильно развивался и успешно противостоял вызовам окружающей среды.
«Отклонение от симметрии может быть признаком того, что есть проблемы со здоровьем. Животные тоже избегают слишком большой асимметрии, выбирая потенциального партнера, так как это может быть связано с болезненностью», — говорит она.
* Симметричные черты. Привычное соотношение параметров глаз, носа и рта, не слишком отклоняющееся от обычного. Это подтверждается тем, что изображение «среднестатистического» лица, которое создается путем совмещения нескольких изображений разных лиц, воспринимается как более красивое, чем каждое из лиц по отдельности.
* Половой диморфизм. Типично мужские черты у мужчин и типично женские — у женщин. У женщин это могут быть большие глаза, большие губы и высокие скулы. У мужчин — массивный подбородок.
* Молодость. Гладкая свежая кожа. Когда в изображение лиц вносили изменения, чтобы они выглядели более молодо/по-детски — увеличивали глаза и расстояние между носом и ртом — этот несуществующий человек становился более привлекательным.
Все это эволюционно связано со здоровьем и фертильностью. Кроме того, кажется, что привлекательные люди также обладают и другими положительными качествами, что приносит им успех в различных областях.
Но вернемся к финским политикам, которые получали больше голосов, если их считали привлекательными.
То, что исследователи выбрали именно финских политиков, объясняется тем, что и политики на местах, и парламентарии с 1929 года и далее в органы власти обязательно избираются только индивидуально. Это значит, что на всех выборах избиратели должны выбрать конкретного человека из списка партии. Поэтому ученым было легко сравнить оценки привлекательности с данными по голосам, полученным каждым отдельным политиком.
«Если мы сравниваем двух политиков, которые отличаются лишь оценкой за красоту, то, согласно нашим результатам, тот, кто выглядит лучше, может получать на 20% больше голосов. Это довольно заметный эффект!»
Однако Никлас Берггрен подчеркивает, что оценка красоты не отражает компетенцию человека. Участники эксперимента (которые не знали предлагаемых им политиков) также должны были оценить компетенцию человека, опираясь на внешность. Затем полученные данные сравнивали с объективными показателями, такими как образование и профессия.
«Люди не толкуют красоту как признак компетенции, но при этом эффект привлекательности во время выборов все равно работает. Мы это трактуем так, что красивые политики ценятся выше либо потому, что другие люди просто любят на них смотреть, либо потому, что привлекательные политики лучше умеют взаимодействовать с людьми. А это может быть результатом того, что с ними всегда лучше обращались и они выросли уверенными в себе. Лучшие социальные навыки также могут быть причиной того, что этих политиков, возможно, воспринимают с большим доверием и симпатией, когда они выступают по телевидению».
И левым и правым политикам полезно быть красивыми. Но правым немного полезнее, особенно на местных выборах. Там «награда за красоту» может быть вдвое больше. Никлас Берггрен и его коллеги продемонстрировали, что во время муниципальных выборов прошлой весной привлекательные левые политики за свою красоту получили примерно 8% дополнительных голосов, тогда как правые политики — до 21%.
«Мы можем констатировать, что правые политики в среднем выглядят значительно лучше. Во всяком случае, согласно субъективной оценке респондентов, которые не знали, кого они оценивают».
Но почему именно правые политики симпатичнее? У Никласа Берггрена есть версия по этому поводу. Симпатичные люди просто в целом больше склоняются вправо в политике, считает он.
«Красивые люди более успешны на рынке труда. А если ты зарабатываешь много денег, то, наверное, тебе не так уж интересно все перераспределять. „Правые" люди в среднем зарабатывают больше денег».
Усиление связи между красотой и правой политикой в контексте местных выборов он объясняет тем, что избиратели на таких выборах хуже информированы о позиции каждого отдельного человека. А в таком случае чаще бывает, что человек голосует, ориентируясь только на внешность.
«Красота, очевидно, высоко оценивается в ситуациях как экономического, так и политического выбора. Это интересно, потому что заставляет нас поразмышлять о том, как на самом деле ведется политическая игра, и демонстрирует основания, на которых мы делаем наш политический выбор».
Пусть нас и привлекают красивые люди, но мы все равно можем делать более разумный выбор, если поймем механизмы, стоящие за притягательностью красивой обертки.