Год назад на саммите в мексиканском городе Лос-Кабос лидеры крупнейших экономик мира G20 клятвенно обещали способствовать свободной международной торговле и противостоять протекционизму в любой его форме. Но обещание так и осталось обещанием. Государства G20 не только не отменили большинство ранее принятых мер, но и продолжали внедрять новые — ограничивающие внешнюю торговлю. Об этом говорится в 9‑м ежегодном отчете о торговых и инвестиционных мерах в G20, опубликованном вчера Всемирной организацией торговли (ВТО), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Комиссией ООН по торговле и развитию.
В течение последних двух лет внедрение таких ограничений сокращалось. Если в конце 2010 г. в среднем за месяц вступало в силу 20,3 защитных меры, то в середине прошлого года их число уже достигло 14,2. Однако осенью минувшего года ситуация снова ухудшилась. По оценкам международных организаций, с октября 2012 г. в мире вступило в силу 109 протекционистских мер — в среднем по 15,6 в месяц. Под их действие попало 0,4 % мирового импорта товаров, или свыше $ 60 млрд.
Как заявил генеральный директор ВТО Паскаль Лами, слабость мировой экономики будет поддерживать протекционистские настроения в мире, в результате чего угроза протекционизма для глобальной торговли сейчас сильнее, чем когда‑либо со времени начала кризиса. Особенно с учетом ожиданий, что в ближайшие годы глобальная торговля будет по‑прежнему расти медленно — на 3,3 % в 2013 г. и на 4,5 % в 2014‑м, по прогнозам ВТО.
Украину сложно назвать агрессивным государством. По данным Global Trade Alert, на одну протекционистскую меру, принятую нашей страной с 2008 г., приходится десять, направленных против нее. Более того, Украина постепенно сокращает использование торговых ограничений. Наиболее активно украинские власти злоупотребляли ими в 2011 г. и первой половине 2012 г., но во второй половине прошлого года и первой половине нынешнего эта активность заметно ослабела. «Условия вступления Украины в ВТО предусматривали постепенное снижение количества ограничений.
И в 2012 г. это фактически произошло. В результате наши товаропроизводители получили ту степень защиты, которая изначально была предусмотрена международной организацией», — объясняет исполнительный директор Фонда Блейзера Олег Устенко. Резонансное введение Киевом в апреле пошлин на импорт легковых автомобилей с объемом двигателя в 1‑2,2 л, столкнувшееся с противостоянием Евросоюза, Японии и США в рамках ВТО, — едва ли не единственный протекционистский шаг нашей страны с начала текущего года.
Для своей защиты Украина любит пускать в ход нетарифные барьеры и так называемые меры по торговой защите внутреннего рынка, к которым относятся антидемпинговые меры, компенсирующие таможенные пошлины, временные меры по защите внутренней экономики от импорта. Причем правительство склонно защищать именно те отрасли, в которых есть возможность импортозамещения, отметил Олег Устенко.
В числе стран, с которыми Украина наиболее часто ведет торговые войны, — Беларусь, Аргентина и Бразилия. Изначально конфликты возникали на почве поставок сельскохозяйственной продукции, но по мере того как укрепление местных валют ударило по экспорту обеих латиноамериканских стран, они начали применять протекционистские меры для усиления экспортных позиций не только в АПК. К примеру, в прошлом году Бразилия возбудила антидемпинговое расследование в отношении поставок горячекатаного толстолистового проката из шести стран, в том числе и из Украины.
Не считая 73 случаев, когда украинским интересам нанесли ущерб национализация конкурирующих с украинскими иностранных компаний или господдержка другими государствами целых отраслей собственных экономик, сильнее всего Украина в последние годы страдала от тарифных мер (75 случаев), экспортных пошлин и ограничений (35 случаев) и экспортных субсидий (26 случаев). Например, вразрез украинским интересам идет господдержка производства нефтепродуктов в Беларуси. Как писал ранее «Капитал», в феврале 2013 г. украинские НПЗ обратились в Минэкономразвития с просьбой провести антисубсидиарное расследование в отношении ввозимых из Беларуси нефтепродуктов. Они жаловались, что белорусские предприятия, получая субсидии от своего правительства, за счет низкой цены смогли активно нарастить объемы экспорта в Украину.
Не стоит считать украинскую внешнеторговую политику абсолютно либеральной, подчеркнул научный директор Института евро-атлантического сотрудничества Александр Сушко. Напомним, Украина 12 сентября 2012 г. обратилась в ВТО с информацией о намерении повысить импортные пошлины на 371 товарную позицию. Многие торговые партнеры Украины, включая Евросоюз, выступают категорически против этого шага, однако Киев не отступает. «Мы рассматриваем возможность дальнейших переговоров в рамках этого запроса, в то время как наши партнеры считают это проблемой», — заявил руководитель главного управления по вопросам международных отношений администрации президента Андрей Гончарук, когда в апреле был назначен представителем Украины в ВТО.