Барак Обама прилетел в Берлин во вторник вечером. Здесь его встречали толпы людей, держащих в руках транспаранты, на которых изображение президента США в наушниках сопровождалось надписью «Stasi 2.0».
«Yes, we scan», «All your data belongs to us» — было написано на других плакатах. Каждый седьмой житель восточных земель был информатором министерства госбезопасности (Ministerium für Staatssicherheit, коротко — «Stasi»), которое выполняло в ГДР функции советского КГБ вплоть до 1989 г.
Apple, Facebook и Microsoft признались в раскрытии данных о своих пользователях по запросам американских властей и секретных служб. В 2012 г. были поданы десятки тысяч заявок на получение информации о сотнях тысячах пользователей.
Директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер попытался внести ясность: спецслужбы действительно осуществляют слежку за пользователями интернета, но не за гражданами США.
В отличие от жителей бывшей ГДР, граждане другого постсоветского государства — Украины — вяло отреагировали на такие новости. Боятся ли украинцы прослушки? Однозначный ответ на это — да. Очень. У большого числа наших соотечественников постоянное ощущение, что за ними следят. Совсем не редкость, когда ты разговариваешь с товарищем по телефону на какие‑то житейские темы, а он может вдруг сделать паузу и сказать: «Это не телефонный разговор».
СБУ и МВД пытаются получить больше полномочий по использованию телекоммуникационных сетей для негласного снятия информации. Но наталкиваются на яростные протесты общественных организаций и отраслевых объединений. Установить прослушку без соответствующего решения суда сейчас практически невозможно. Но это не мешает сделать достоянием гласности разговоры известных на всю страну людей.
В чем же мы отличаемся от немцев? Мы боимся, что о наших планах узнает наше же государство, и стараемся держаться как можно дальше от милиции и налоговой инспекции, и от многих других любопытных ведомств.
А то, что данные о нашей личной жизни «утекут» в США, мало кого волнует. Более того, мы ими еще и охотно поделимся. Это же американцы — пусть знают, что мы вообще существуем.
Немцы думают иначе: германское государство собирает данные для того, чтобы обезопасить от угроз каждого отдельного гражданина ФРГ и предотвратить экономические преступление. Если ты не нарушаешь правил, то прослушка тебе не навредит. А вот американец, китаец, россиянин — они для немцев конкуренты, из‑за них замирает германская экономика, закрываются предприятия, люди остаются без работы. Поэтому данные, которые США собирает по всему миру при помощи Apple, Facebook и Microsoft, — это элемент промышленного шпионажа.