Несколько страховых компаний лишились статуса членов Моторного (транспортного) страхового бюро (МТСБУ), позволяющего им продавать полисы «автогражданки». Среди этих компаний оказались такие страховщики, как «Наста», «Крона», «Укргазпромполис», «Остра», «Астарта», «Лемма Сити Сервер» и «ЭйЭмДжи Групп», об этом сообщили в МТСБУ.
Лишение статуса означает, что эти компании больше не могут продавать полисы обязательного автострахования. К примеру, СК «Крона» была исключена из бюро из‑за долгов по оплате членских взносов.
Остальные шесть компаний из‑за того, что так и не смогли доформировать базовый гарантийный взнос в фонд защиты потерпевших МТСБУ.
Вторая очередь
«Согласно законодательству, страховщик, который в течение 2 месяцев имеет задолженность по уплате взносов или отчислений в наши фонды, теряет статус члена бюро», — объяснили свое решение в пресс-службе МТСБУ. Суммарная доля рынка «автогражданки» у вышеназванных страховщиков невысокая — 1,1 %. Но это уже вторая партия страховщиков, покинувших бюро после вступивших в силу 5 ноября 2013 г. изменений в закон об ОСАГО, увеличивающих до € 500 тыс. гарантийные отчисления компаний в фонд защиты потерпевших МТСБУ. Первыми покинули МТСБУ в конце прошлого года четыре компании: «Крымская», «Энергорезерв», «ИнтерЭкспресс» и «Каштан». «Мы собираем в год 1‑1,5 млн грн премий, а довнести в фонд в этом году нужно 2 млн грн», — объяснила «Капиталу» предправления СК «Энергорезерв» Татьяна Бажутина, — Поэтому акционеры компании посчитали финансово нецелесообразным пополнять фонд». Еще у двух компаний — «Провита» и «Страховой капитал» — Нацкомфинуслуг осенью 2013‑го анулировала лицензию.
Надежды и реалии
Страховщики, потерявшие в январе 2014‑го статус продавцов «автогражданки», до последнего надеялись довнести недостающие средства в фонд защиты потерпевших бюро. В страховой компании «Наста» не оставляют эту надежду до сих пор. «В ближайшее время мы ждем поступления инвестиций в компанию, после чего внесем необходимые средства в гарантийный фонд и останемся участником бюро, о чем уже есть договоренности с руководством МТСБУ», — сообщила представитель СК «Наста» Алена Ковалева. Среди покинувших бюро есть и страховщики, которые еще 5 ноября 2013‑го решили не вносить недостающие деньги в фонд и продолжали продавать «автогражданку», пользуясь своим правом на двухмесячную отсрочку взноса. Большинство же из 28 компаний, которые 5 ноября прошлого года задолжали перед бюро, за прошедший период свой долг погасили. В бюро считают, что эти компании найдут деньги и в конце 2014‑го, когда придется делать второй взнос в фонд защиты потерпевших.
Путь в агенты
Компании, которые потеряли статус участников МТСБУ, скорее всего, не смогут отказаться от полисов «автогражданки». «Но будут продавать их на других условиях — как агенты, от имени тех страховых компаний, которые входят в бюро», — уверена Алена Ковалева.
Для небольших страховщиков, по мнению экспертов, это даже более выгодно, чем продавать «автогражданку» от своего имени. «Хотя закон ограничивает агентское вознаграждение 20 %, на украинском страховом рынке реально платят более высокую комиссию», — отмечает старший партнер страхового брокера «Консорис» Юрий Волосюк. По данным экспертов, агентское вознаграждение некоторых участников МТСБУ уже сегодня достигает 35‑50 % от собранных премий. «Агентом быть удобно: страховщик не тратит деньги на обязательные взносы в фонды МТСБУ, не несет админрасходов, при этом неплохо зарабатывает за счет агентских», — говорит Волосюк. Агент также не несет ответственности за качество проданного им полиса.
Участников рынка беспокоят не только компании, которые потеряли статус членов МТСБУ, но и компании, которые его сохранили. «Те из них, кто платит высокие комиссионные, несут убытки. Такой подход к бизнесу может привести к неплатежеспособности и уходу с рынка еще ряда игроков», — не исключает Алена Ковалева. В МТСБУ в будущем может остаться не больше 10‑15 страховщиков, прогнозирует Юрий Волосюк. Остальные же, потеряв статус членов этой организации, превратятся в агентов.