С 2015 по сентябрь 2018 Украина экспортировала продукции пяти крупнейших товарных групп на $112 млрд. Из них $42 млрд ушли в оффшоры. Потенциально это и есть объем «схемного экспорта» для уклонения от налогов.
Организация экономического развития и сотрудничества оценивает ежегодные потери от размывания налоговой базы в 4-10% совокупных налоговых поступлений за год во всем мире.
Министр финансов Украины Оксана Маркарова говорит, что в Украине этот процент может быть больше.
Из-за несогласованности в национальном и международном законодательстве, Украина по документам экспортирует товар по заниженной цене в низконалоговую юрисдикцияю (оффшор). Физически товар идет в страну назначения. Но юридически происходит его перепродажа через связанные компании, зарегистрированные в оффшорных юрисдикциях.
Юридически это называется трансфертное ценообразование. Оно предусматривает сбыт товаров взаимозависимыми лицами по внутренне-фирменными ценам, которые ниже рыночных. Это делается для того, чтобы снизить налогооблагаемую базу, с которой уплачиваются налоги.
Почему это плохо для экономики?
— Страна экспортер получает меньше валютной выручки для балансировки курсовых колебаний.
— Из-за уменьшения налога на прибыль бюджет получает меньше поступлений.
— Это значительно влияет на конкуренцию и честный бизнес, ведь платить налоги и работать «по белому» становится не выгодно.
Но что именно и сколько Украина экспортирует в оффшоры?
На основе информации Госстата можно определить ТОП-5 сфер украинского экспорта по товарным группам за базовый 2017, составляющих 74% всего экспорта.
ТОП-5 товарных групп украинского экспорта это:
Чтобы определить, какие страны считать оффшорными, можно воспользоваться объединенным списком из 4 списков низконалоговых стран:
После анализа экспорта ТОП-5 товарных групп в 111 оффшорную страну получаются следующие данные.
Всего с 2015 года по сентябрь 2018 Украина экспортировала ТОП 5 товаров на сумму более $42 млрд.
Год |
Объем экспорта, тыс. долл. |
2015 |
11 703 613 |
2016 |
10 016 489 |
2017 |
11 386 152 |
январь — сентябрь 2018 |
9 542 498 |
Всего: |
42 648 752 |
Экспорт в оффшорные страны за 2017 составил более $11 млрд (около 260 млрд грн). Это равно сумме всех токсичных банковских активов 2016 года, или же сумме бюджетных трансфертов 2018 года.
Всего в 2017 году Украина экспортировала товаров и услуг на сумму $52,3 млрд., а это значит, что примерно каждый четвертый доллар валютной выручки страны идет в оффшоры.
ТОП-15 товарных позиций, которые ушли в оффшоры за исследуемый период это: пшеница, масло, кукуруза, соя, металлопрокат и руда.
В основном это аграрная продукция и металлургия, одновременно приносящие больше всего валютной выручки в бюджет. Они контролируются крупнейшими финансово-промышленными группами страны, являющимися самыми крупными налогоплательщиками.
Распознать «схемный» экспорт очень сложно без данных таможенных деклараций. Чтобы примерно его вычислить можно сузить перечень стран до 55 типично оффшорных юрисдикций, с которыми Украина почти нет реальных торговых отношений.
Среди них: Тунис, Ливан, Малайзия, Эфиопия, Сирийская Республика, Марокко, Иордания, Судан, Джибути, Кипр, Швейцария, Гана, Тайвань, Оман, Албания, Йемен, Катар, Македония, Куба, Доминиканская Республика, Намибия, Гонконг, Британские Виргинские Острова, Босния и Герцеговина, Шри-Ланка, Сан-Марино, Панама, Перу, Монголия, Сингапур, Лихтенштейн, Бурунди, Либерия, Гватемала, Маврикий, Черногория, Маршалловы Острова, Бахрейн, Сейшельские острова, Новая Каледония, Белиз, Сент Китс и Невис, Аруба, Лаос, Барбадос, Гибралтар, Пуэрто — Рико, Уругвай, Багамские Острова, Фиджи, Ботсвана, Сент-Винтсент и Гренадины, Антигуа и Барбуда, Монако, Вануату.
Экспорт из Украины в эти страны составил в 2015 — сентябре 2018 треть от всего экспорта в оффшоры: $12,96 млрд. и $42,65 млрд.
Интересен и тот факт, что в 10 стран-лидеров по прямым инвестициям в акционерный капитал Украины с 2013 года попадают Кипр, Великобритания, Виргинские острова и Швейцария. Это может свидетельствовать о том, что речь идет о инвестициях финансово-промышленных групп, которые возвращаются после трансфертных схем.
План действий BEPS (Base erosion and Profit Shifting) — это перечень шагов, разработанных странами-членами ОЭСР и «Большой двадцатки» по предотвращению размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения.
В соответствии с этими шагами в ГФС уже создали департамент по вопросам трансфертного ценообразования. А Минфин совместно с ГФС и НБУ разработали проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины с целью имплементации Плана противодействия размыванию базы и выведению прибыли из-под налогообложения».
Этот законопроект предусматривает введение трехуровневой структуры документации для международных групп компаний, которая включает в себя документацию по трансфертному ценообразованию (локальный файл), глобальную документации (мастер-файл) и отчет в разрезе стран (country-by-country reporting) (выполнение шага 13 BEPS). Кроме минимального стандарта (шаг 13), в законопроекте предлагается учесть рекомендации шагов 8-10 BEPS о трансфертном ценообразовании, в частности:
— Ввести институт услуг с низкой добавленной стоимостью для целей трансфертного ценообразования.
— Усовершенствовать правила контроля за сырьевыми товарами путем отмены ограничения применять исключительно биржевые котировки определенных бирж и предоставление возможности использовать котировочные цены на товары.
— Ввести контроль за трансфертным ценообразованием с учетом концепции превалирования сущности над формой, согласно которой коммерческие или финансовые характеристики контролируемой операции для целей трансфертного ценообразования определяются согласно фактическому поведению сторонами сделки и фактическими обстоятельствами ее проведения.
— Налогообложение контролируемых иностранных компаний (шаг 3 ВЕРS).
— Внедрение ограничения расходов на финансовые операции со связанными лицами (пункт 4 ВЕРS).
— Предотвращение искусственного избежание признания статуса постоянного представительства (шаг 7 ВЕРS)
— Предотвращение злоупотреблений в связи с применением договоров об избежании двойного налогообложения (шаг 6 ВEРS).
Все ли шаги BEPS будут выполнены и победит ли это «оффшорный экспорт» с целью уклонения от уплаты налогов — можно будет оценить уже в ближайшее время.
....Мінфін, спільно з ДФС та НБУ розробили проект Закону України "Про внесення змін до Податкового кодексу України з метою імплементації Плану протидії розмиванню бази оподаткування та виведенню прибутку з-під оподаткування" .... Источник: https://biz.censor.net.ua/r3110782
Наука - доказує.
Політика - наказує.
Релігія - пропонує орієнтуватися на ІСТИНУ і СПРАВЕДЛИВІСТЬ.
Наука:
1. Конституція не забороняє НБУ виводити гроші в інші країни.
2. Має формулу ДОБРОБУТУ = ІСТИНА + СПРАВЕДЛИВІСТЬ на основі об'єктивних соціально-економічних законах створення і споживання ВВП.
3. Має модель соціально-економічної системи (СЕС), незалежну від політичного мислення: анархії, монархії, рабства, феодалізму, капіталізму, соціалізму, комунізму, індиферентну до власності (інтелектуальної, матеріальної, фінансової), в якій задані фактори ХОЛОДУ, ГОЛОДУ, ХВОРОБИ, соціальні і природні ресурси (територія), засоби виробництва, валюта, яка в точних цифрах доводить норми для захисту кожного від цих факторів.
4. Доказує, що в СЕС України екогеофізичні умови для створення ВВП з метою захисту кожного від названих факторів та високої якості і тривалості життя при споживанні ВВП достатні. Надлишки ВВП можна виставляти на світових торговельних біржах сходу і заходу, півдня та півночі.
5. Готова замінити соціальну Конституцію України на соціально-економічну Конституцію інтелектуального суспільства, де базовими законами є об'єктивні закони: фізики, хімії, біології, соціології, економіки, мислення, без дотримання яких, знає кожний фахівець і науковець, позитивного результату отримати не можливо. Політичне мислення замінити на наукове при управлінні створенням і розподілом ВВП за формулою ДОБРОБУТ = ІСТИНА + СПРАВЕДЛИВІСТЬ.
6. ІСТИНОЮ (ВВП) - об'єднує соціум.
7. СПРАВЕДЛИВІСТЮ (розподілом ВВП) - врівноважує соціум і всі соціально-економічні процеси створення і споживання ВВП.
Політика:
1) Має суб'єктивне (щілинне, діркове, обмежене) дефінітне (наближене, короткозоре, дальтонізмінне) розуміння, нелогічне мислення соціально-економічних процесів.
2) Має складний (140 партій в різні боки), насильний (на посаді фаховість до уваги не береться), неефективний (незрозумілий, заперечний, непопулярний, грабіжний, тощо) метод комплексного регулювання процесів створення і споживання ВВП
3) Головна цінність політ-економічного мислення - фінансовий прибуток, проти матеріального прибутку.
Релігія:
1) Пропонує правильні речі, які є незмінними тисячі років, політики їх реалізувати (в природі нема політичних істин, законів) не можуть, а наукове мислення, однакове для всіх своїми об'єктивними істинами, може.