Правительство Арсения Яценюка решило расширить перечень стран, операции с которыми будут подлежать контролю в рамках трансфертного ценообразования. В новый список государств могут попасть Австрия, Туркменистан, остров в Новой Зелландии Ниуэ и административный район Китая Гонконг. Принцип отбора именно этих стран — ставка налога на прибыль на 5 п.п. ниже, чем в Украине, или они не раскрывают информацию о структуре собственности.
Нормы Налогового кодекса о трансфертном ценообразовании (ТЦО) до сих пор не работают в полном объеме. Но это не помешало Кабмину Арсения Яценюка инициировать пересмотр перечня государств (территорий), операции с которыми подпадают по контроль со стороны налоговых органов.
Соответствующий проект правительственного распоряжения должен быть рассмотрен на ближайшем заседании Кабмина — в среду, 13 мая. Документ был утвержден на последнем заседании правительственного комитета по вопросам экономического развития и европейской интеграции.
В распоряжение РБК-Украина попал новый список стран, на операции с которыми правительство намерено распространить налоговый контроль в рамках ТЦО. В этом списке — 76 государств, где ставка налога на прибыль на 5 п.п. ниже, чем в Украине, то есть — 13% и более.
В том числе, страны отбирались по принципу следующих критериев:
— наличие подписанных договоров с положениями об обмене информацией;
— раскрывает ли государство в публичном доступе информацию о структуре собственности юрлица.
Напомним, что последние два условия появились в последней редакции норм о ТЦО.
В новой версии списка — 76 стран. По сравнению с действующим, принятым в конце декабря 2013 года, новый перечень пополнился четырьмя государствами или территориями — Австрией, Туркменистаном, Ниуэ (остров в Новой Зеландии) и Гонконгом, особым административным районом Китая.
При этом, правительство исключило из списка Албанию. Сейчас там ставка налога на прибыль (корпоративного налога) составляет 15%.
Операции с резидентами 76 стран, входящих в новый список, будут контролируемыми. В пояснительной записке к проекту распоряжения сказано, что для определения перечня Минфин проанализировал законодательства 221 государства.
В Австрии сейчас общая ставка налога составляет 25%. Нулевая ставка применяется для холдинговых компаний, получающих доход с иностранных источников. Эффективная ставка налогообложения торговой агентской компании — 2,5%.
В Туркменистане — 8% и льготная — 2% — для частных юрлиц. В Ниуэ, соответственно, 30% и 0%, которая распространяется на оффшорные финансовые компании и инвестиции.
В Гонконге на общих основаниях действует 16,5%-ная ставка. Здесь имеются также налоговые льготы для компаний, которые занимаются перестрахованием, для взаимных фондов и трастов, кептивных страховщиков.
Юристы отмечают, что очевидно, включение в список Туркменистана и Ниуэ не отразится на деятельности бизнеса, а вот наличие в списке Австрии — удивляет.
«Респектабельная европейская юрисдикция со ставкой налога выше, чем в Украине, но, согласно информации ОЭСР, она находится в нижней строке рейтинга по раскрытию информации о структуре собственника, — отметил директор департамента бизнес-консультирования Baker Tilly Владимир Чижиков. — Многие компании наших бизнесменов, миллионеров, миллиардеров зарегистрированы там. Из СМИ нам известно о компаниях, связанных с Фирташем, Азаровым, Клюевым. „Укртелеком“ покупала австрийская компания».
Австрия — далеко не оффшор, но пользуется спросом у украинского бизнеса, поскольку регистрация компании на территории дает преимущества — получение вида на жительство и гражданства. Кроме того, Австрия заключила много договоров об избегании двойного налогообложения, что дает легальное право налоговой оптимизации.
Директор департамента международного налогового планирования юрфирмы ICF Legal Service Наталья Ульянова предполагает, что интерес правительства может составлять низкая ставка торговой агентской компании. Однако, говорит она, по таким схемам бизнес практически не работает.
В то же время, Гонконг, по словам Чижикова, не чистый оффшор, но юрисдикция, где возможна налоговая оптимизация. И почему Гонконга нет в первой версии списка — вопрос.
В целом, от списка ожидалось большего, отметил эксперт. Осенью прошлого года миссии МВФ и Всемирного банка обращали внимание правительства на его несовершенство, неконкретность и неточность.
Например, в перечне стран сохранилась Швейцария, как государство, а не кантоны. В частности, Цуг, как территория, где действует льготное налогообложение.
«Многие компании работают со Швейцарией, но они не зарегистрированы в кантоне Цуг. Поскольку Швейцария, как государство, операции с которыми будут контролироваться, вновь оказалась в списке, то это усложнит сотрудничество», — сказал Владимир Чижиков.
Наталья Ульянова добавила, что наши фармацевты работают с австрийскими компаниями, но они несвязанные лица по недвижимости со Швейцарией. «Никто не захочет с нами работать, никто не сможет предоставить там справок о несвязанности, и они не понимают зачем это», — пояснила Ульянова.
Эксперты недоумевают: почему при таком подходе в список не попали отдельные федеральные округа России, где льготная ставка отличается от общей? Или Беларусь, которая по данным ОЭСР, тоже крайне неохотно раскрывает структуру бенефециаров?
Логично было бы временно включить в перечень и Крым, добавил Чижиков, как временно неконтролируемую территорию и зону с определенно другим налогообложением.
По мнению же Александра Черинько, главы направления по ТЦО в аудиторской компании Deloitte, в расширении списка нет необходимости — это повысит риск того, что под контроль могут попасть операции с несвязанными лицами.
«Чем больше стран в списке, тем большее количество операций с несвязанными лицами может попасть под контроль — и бизнесу придется доказывать обоснованность цен в этих операциях. А ведь основная цель ТЦО — контроль над ценообразованием в сделках со связанными компаниями. Поэтому вместо расширения списка государственным органам целесообразнее сосредоточиться на совершенствовании процесса выявления связанности между контрагентами», — пояснил Черинько.
Более того, правительственная новация чревата путаницей, дополнительной работой для бухгалтеров и увеличением документооборота, прогнозирует Наталья Ульянова. «Да, сама инициатива по ТЦО, она неплохая, так работает весь мир. Но в нашем случае она может иметь эффект только в комплексе с правильной налоговой реформой, когда бизнес-климат будет такой, что компании захотят работать здесь, когда они будут знать, что в Украине их ни за что неправомерно не оштрафуют», — отметила юрист.
Тем временем, даже в Минфине неофициально признают, что нормы ТЦО не работают, хотя вступили они в силу еще в сентябре 2013 года. С тех пор переносились и сроки подачи отчетности, менялись пороги контролируемых операций и размеры штрафов, расширялись права налоговиков.
По признаниям чиновников, отчетность хоть и подавалась — в этом году по операциям за 2014 год, — но ее так никто и не анализировал. Сами контролирующие органы не понимают, как это делать.
Кроме того, по операциям за прошлый год предусмотрен мораторий на применение финансовых санкций. И не исключено, что налоговики ждут окончания действия этой нормы, чтобы в следующем году начать применять штрафы — по полной.