Федот Алешин, известный в Киеве строительный подрядчик, пробился к вершинам из самых низов. Не умея писать, он прекрасно разобрался во всех премудростях коммерции. А крестьянская смекалка и трудолюбие позволили ему стать состоятельным человеком, кавалером наград и меценатом.
Первый успех
Крупнейший застройщик Киева происходил из крестьян Калужской губернии. Он воспитывался дома, никакого образования не получил. Начинал с сельскохозяйственного труда. В 1861 году, после отмены крепостного права, Федот обрел свободу. Спустя четыре года 26‑летний провинциал подался на заработки в Киев, где плотничали его односельчане.
Молодой человек записался в одну из плотницких артелей — таковых в городе оказалось много. Киевляне ценили плотников именно из великорусских губерний — они работали быстро и качественно в отличие от местных умельцев, которые, по ироническому замечанию одного из губернаторов, «редко выполняют заказы удовлетворительно». Так что первые успехи пришли к Федоту быстро. А вскоре он создал собственную артель.
В середине 1870‑х Алешин женился на Марии Богатыревой, которая была младше его на 16 лет. Молодожены поселились на съемной квартире. Братья жены поступили работать плотниками в артель Федота Александровича. Семья начала расти: у супругов родились дочери Серафима и Людмила, сыновья Павел и Михаил. Артель начала получать солидные заказы — например, отремонтировать пострадавшую при пожаре Воскресенскую церковь на Печерске.
В 1887 году Алешины перебрались в более просторную квартиру. А спустя два года приобрели первое собственное жилье — усадьбу с большим садом. Стоявший там одноэтажный дом Федот Александрович перестроил для нужд семьи, в распоряжении которой оказались четыре комнаты и кухня, а остальное пространство приспособил под большую спальню на 20‑30 человек — служебное жилье для работников артели. Чуть позднее Алешин возвел в своей усадьбе для растущей семьи, в которой было уже семеро детей, два двухэтажных каменных дома.
На пике
Первый большой успех пришел к предпринимателю, когда ему было уже 57 лет — он выиграл тендер (тогда говорили «торги») на ремонт крыши Городского театра. К тому времени артель уже выполняла полный цикл строительных и ремонтных работ, хотя по‑прежнему числилась плотницкой. В следующем году артельщики провели комплексный ремонт здания Фундуклеевской женской гимназии, а еще год спустя возвели на Софийской площади доходный дом митрополита.
Вскоре Федот Александрович стал еще и домовладельцем. Приобрел земельный участок на нынешней ул. Горького и возвел там свой первый доходный дом — каменный, четырехэтажный. Все квартиры сдал внаем. В следующем году купил очередной земельный участок, позади Оперного театра, и построил на нем два каменных доходных дома — пятиэтажный и четырехэтажный. Кроме того, Алешин стал продавать одни усадьбы, покупать другие — подобные сделки приносили немалый доход.
В 1900 году Федот Алешин преобразовал артель в строительную фирму. Ему заказывали крупные проекты: строительство Лукьяновского народного дома, ремонт здания городской полиции, строительство дома Киевского православного религиозного общества и другие. Качество всех работ было на самом высоком уровне. Неудивительно, что известный меценат Александр Терещенко, приступая в 1904 году к строительству здания городского училища имени своего отца, знаменитого сахарозаводчика и благотворителя Николы Терещенко, настаивал на том, чтобы строительные работы производила именно компания Алешина. А когда Федот Александрович проиграл тендер, Терещенко вмешался и переиграл ситуацию «в видах обеспечения большей успешности и основательности работ».
Предприниматель был на пике славы и финансового успеха. И в этот момент его постигло горе — на 47‑м году жизни скончалась жена. Позднее вдовец женился на даме по имени Пелагея, однако о ней, как и о самом этом браке, сведений крайне мало.
Семейный тандем
Одним из ноу-хау Федота Алешина стала работа в тандеме с сыном Павлом, окончившим в 1904 году Петербургский институт гражданских инженеров. Нередко отец и сын брались за объект комплексно — Павел Федотович выступал автором архитектурного проекта, а Федот Александрович как подрядчик воплощал его в жизнь. Так было, например, с «Замком вздохов» — особняком Николая Ковалевского на Печерске. И со строившимся неподалеку доходным домом Алешиных (ныне ул. Богомольца, 5). И еще с одним собственным домом — на Софийской площади.
Осуществляя масштабные проекты, маститый подрядчик не пренебрегал и мелкими. Более того, боролся за них на конкурсах. Например, выиграл подряд на сооружение часовенки на могиле бывшего городского головы Степана Сольского. А также на укладку асфальта на одном из участков Обсерваторной улицы.
Федот Александрович строил не только здания, но и памятники. Именно его фирма возводила монумент императору Александру II на Европейской площади — объект, безусловно, статусный. Его же фирма сооружала памятник Искре и Кочубею на Печерске.
Венцом предпринимательской карьеры Алешина стало попадание в первую купеческую гильдию — своеобразную высшую лигу киевских предпринимателей. Ее членами были только очень состоятельные люди.
Медали за усердие
Федот Алешин долгие годы поддерживал знаменитую Фундуклеевскую женскую гимназию — первое в Российской империи учебное заведение для девочек. Впервые в ее стенах он появился еще в 1896 году как подрядчик по ремонту здания. Затем захотел помогать гимназии. В октябре 1898‑го предприниматель принял на себя обязанности старосты гимназической церкви Марии Магдалины и в этом качестве регулярно жертвовал деньги на ремонт храма, покупку церковной утвари, содержание наемного хора певчих, организацию рождественских, пасхальных и прочих праздников. А в 1903 году провел в церкви электрическое освещение.
Кроме того, меценат несколько раз производил за свой счет ремонт здания гимназии, а также присоединенного к ней пансиона Левашовой. Надо полагать, будущей поэтессе Анне Ахматовой, ставшей «фундуклеевкой» в 1906 году, было приятно учиться в корпусе, всегда выглядевшем «с иголочки». И не только ей, но и другим ученицам, ставшим впоследствии знаменитостями — например, оперной певице Ксении Держинской, историку Наталье Полонской. За бескорыстные ремонты Фундуклеевской гимназии благотворитель был награжден тремя большими золотыми медалями «За усердие» на Станиславской, Аннинской и Владимирской лентах.
Федот Александрович, сам не имевший никакого образования, безвозмездно поддерживал и другое учебное заведение — духовное училище, находившееся на территории Софийского собора. В частности, являлся его почетным блюстителем по хозяйственной части, т. е. давал деньги на разные нужды училища.
Снова крестьянин
Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, и вспыхнувшая вслед за ней инфляция сломали успешный бизнес Алешина. Состоятельные заказчики не спешили вкладывать капиталы в возведение новой недвижимости. Остались недостроенными и собственные доходные дома, которые Федот Александрович сооружал на деньги, взятые в кредит. В 1915 году он окончательно разорился, а в феврале следующего суд объявил его несостоятельным должником. Почти со всей недвижимостью пришлось расстаться.
С установлением советской власти Алешину было уже за 80. Он жил на иждивении сына Павла, ставшего известным зодчим (впоследствии — академиком архитектуры), и скрывал подробности своей биографии: заполняя анкеты, «забывал» членство в купеческой гильдии, часто указывал разные годы рождения, зато делал акцент на своем крестьянском происхождении. Предприниматель дожил до ноября 1933 года и умер в Киеве в возрасте 94 лет.