Несмотря на разгар лета, в Национальном художественном музее продолжается сезон — там открывается выставка «Метафизический Роман Сельский», приуроченная к 110‑й годовщине со дня рождения художника.
Роман Сельский — один из самых известных львовских художников ХХ века, «украинский импрессионист», объединивший в своем творчестве национальный колорит и любовь к французской живописи. «Эта выставка — часть проекта «Гонки со временем», — говорит заведующая отделом современного искусства музея Оксана Баршинова. — Сельский — украинский классик, и, задумывая его персональную выставку, мы постарались собрать работы за всю его карьеру — от 1930 до 1980 г.»
Экспозиция занимает два зала на первом этаже здания. Ее составили порядка 40 полотен, из которых Национальному художественному музею принадлежат только 4, еще 20 предоставлены львовской Национальной галереей искусств, остальные — частными коллекционерами Киева, Львова и Одессы.
Слово «метафизический» в названии проекта не случайно — именно вокруг влияния метафизической живописи на Сельского и проявлений этого влияния на работы разных лет и построена концепция выставки. В 1920‑е и 1930‑е художник много путешествовал по Франции и всерьез увлекся идеями Джорджо де Кирико, познакомился с Фернаном Леже, брал у него уроки. Влияние метафизического искусства позднее проявлялось даже в самых «украинских» работах Сельского — как стилистически, так и сюжетно.
Работа «Дверь» 1932 г. из постоянной экспозиции Львовской национальной галереи искусств, несомненно, навеяна любовью к сюрреалистам. По словам Оксаны Баршиновой, при подготовке проекта сотрудники музея не ограничивались годами пристального интереса художника к сюрреализму, а постарались проиллюстрировать оказанное им влияние произведениями разных лет. Так, некоторые декоративные работы 1970‑х, к примеру «Ялини і каміння», демонстрируют возврат к кубистическим идеям. А на якобы декоративном полотне «У гуцульській хаті» на заднем плане неожиданно возникают непропорционально огромные сюрреалистические оленьи рога.
«Метафизический Роман Сельский» не просто легкая «летняя» выставка, это полноценная музейная ретроспектива. Достаточно активная музейная развеска сообщает проекту дополнительную насыщенность — работы Сельского, как и предметы на некоторых из них, словно выходят из рам, «наступая» на зрителя. Как и положено метафизической живописи, у творений Романа Сельского — сильная, живая энергетика.