Основатель Apple Стив Джобс приложил руку ко многим ключевым для отрасли продуктам, а также показал, как их нужно продавать. Компания держит в тайне разработки, но запускает их максимально громко. Раньше это делал сам Джобс на проводимых дважды в год презентациях, которых поклонники бренда ждали как праздник. Он умел создавать то, что называли «полем искажения реальности», внушать зрителям, что новинка обладает магическими свойствами и способна изменить жизнь.
Один из приемов, на которых работало это «поле», — краеугольные изобретения. У каждого продукта находили особое качество, выделяющее его среди конкурентов, и преподносили это как революцию на рынке. Иногда эти отличия оказывались известными, просто качественно переосмысленными. Как бы то ни было, индустрия научилась у Джобса делать упор на избранные качества и искать революционные идеи среди регистрируемых патентов. Вот что нашлось в свежем патентном урожае.
iPhone из «жидкого металла»
В 2010 г. компания Apple купила у разработчика технологии Liquidmetal Technologies исключительную лицензию на использование сплавов Liquidmetal в электронике. Эти аморфные сплавы нескольких металлов легки, прочны, устойчивы к износу, имеют шелковистую текстуру и просты в обработке. Их, как пластик, можно лить под давлением и обходится без фрезеровочных станков, при помощи которых делают знаменитые монолитные корпуса Apple. В 2012 г. лицензию продлили, но пока сплавы замечены только в маловажной детали — экстракторе сим-карты у iPhone 3G.
Очевидно, Liquidmetal близок к широкому применению. На это намекает целый набор патентов о способах его обработки, полученных за прошедший год. Кроме того, Apple отметилась еще в двух смежных областях. Весной 2013 г. она запатентовала считывание нажатия через металлический корпус, а к концу года описала изготовление гнутого сапфирового стекла. Это дает нам интересную картину развития iPhone. Аппарат будущего получит больший дисплей (4,5 дюйма в диагонали, может, и 5), покрытый защитным сапфировым стеклом, слегка изогнутый, чтобы было удобнее держать в кармане, из нового износостойкого сплава, шелковистого на ощупь, да еще с корпусом, чувствительным к прикосновению.
Перспективы: в 2014 г. недостаточно выпускать две модели смартфонов с корпусом, дизайн которого за последние четыре года менялся минимально, а размер дисплея меньше, чем у компактных моделей конкурентов. Новый iPhone с корпусом из «жидкого металла» и гнутым сапфировым стеклом может появиться уже в этом году. Если же нет — в 2015 г. он будет просто необходим, чтобы Apple не превратилась в марку для консерваторов.
Мир без паролей
По оценкам специализирующейся на безопасности в интернете компании Sophos, только в Facebook ежедневно взламывают более 600 тыс. аккаунтов. Хакеры, стремящиеся получить доступ к корпоративным сетям, ищут уязвимые места в оборудовании или программных комплексах. Но если жертвой выбран отдельный человек, его самое слабое место — пароль. Согласно прошлогоднему отчету Deloitte, доля плохих, то есть коротких, стереотипных, легко угадываемых паролей — 90 %. Удивительно, что при таком показателе взломов так мало. Чем заставлять нас запоминать длинные строки случайных знаков, проще поменять сам метод идентификации пользователей.
Intel творит чудеса с экономичностью своих процессоров, а носимая электроника сейчас на пороге бума, сравнимого с приходом массовых смартфонов. Уже следующее поколение «умных» часов и очков может оказаться «вечным» либо способным жить без подзарядки хотя бы неделю
Этим уже занимаются, и подходы весьма разнообразны. Корпорация Google запатентовала изменения настроек, привязанные к географическим координатам. То есть важную информацию можно редактировать только из дома или находясь на рабочем месте. Последнее поколение смартфонов Apple получило биометрические сканеры, так что пароли частично заменяются отпечатками пальцев. Последние патенты компании показывают, что ту же технологию могут применить на других устройствах — планшетах, ноутбуках, персональных компьютерах и телеприставках. Патенты Motorola более радикальны: для идентификации предполагают наносить на кожу электронные татуировки. У метода есть «побочное» достоинство: их можно сделать чувствительными к эмоциональному состоянию носителя. Если жизнь под угрозой, что можно узнать по проводимости кожи или пульсу, это можно учесть, чтобы решить, открывать ли доступ к банковской карте.
Перспективы: некоторые компании (например, Google и Яндекс) уже предлагают двухфакторную авторизацию с подтверждением через зарегистрированный телефонный номер. Массовое внедрение биометрических датчиков начнется в этом году, а идентификационных токенов (устройство, предназначенное для обеспечения информационной безопасности пользователя. — «Капитал») вместо паролей обычных пользователей — в 2015‑м.
Паразитная электроника
Когда ноутбуки работали от аккумулятора несколько часов, это беспокоило немногих, потому что там, где есть стол, есть и электросеть, и даже самолеты с поездами обросли розетками довольно быстро. Со смартфонами ситуация сложнее — они всегда в кармане, и если аппарат не доживает до ночи, когда его можно оставить заряжаться на прикроватном столике, это может быть проблемой. Еще хуже дела с самой модной новинкой — носимыми устройствами.
Необходимость постоянно следить за уровнем аккумуляторов «умных» часов, очков, браслетов и вкладышей для кроссовок с датчиками активности может перевесить все удобства. В лабораториях Intel к решению проблемы подошли радикально. Идея в том, что носимые устройства должны не просто потреблять меньше энергии, а стать вечными — как, например, часы с автоподзаводом. Питание может браться от движений человека, тепла тела, солнечных батарей или даже микроскопических ветрогенераторов.
Перспективы: Intel творит чудеса с экономичностью своих процессоров, а носимая электроника сейчас на пороге бума, сравнимого с приходом массовых смартфонов. Если компания поспешит, уже следующее поколение «умных» часов и очков может оказаться «вечным» либо способным жить без подзарядки хотя бы неделю.
Компьютер без единого провода
В декабре 2013 г. Apple запатентовала интересный прототип персонального компьютера. По формату он близок к нынешней начальной модели Mac Mini, но с совершенно революционными качествами, не имеющими даже примерных аналогов. Компактная коробочка вообще не нуждается в проводах, потому что получает питание удаленно, при помощи индуктивных катушек. Конечно, клавиатуры, трекпады и мыши давно работают через беспроводные интерфейсы, не говоря уже о подключении к интернету. Однако этому устройству также не нужен внешний дисплей, потому что внутри стоит проектор с автоматической настройкой. При включении он находит ближайшую стену и отображает экран на ней, самостоятельно корректируя изображение так, чтобы оно смотрелось максимально адекватно.
Перспективы: если компания доведет до ума технологии дистанционного питания и автоматического проектора, это может быть первый революционный продукт Apple после смерти Джобса. Надеемся увидеть устройство в качестве нового Mac Mini уже в 2015‑м.
Жесты вместо прикосновений
Текущее поколение операционных систем Windows дает персональным компьютерам новый способ ввода информации — прикосновениями пальцев к чувствительному дисплею. То, что отлично работает на смартфонах и планшетах, революцию на столах пока не устроило. Попытка была смелой, но результаты противоречивые: продажи ПК падают седьмой квартал подряд и производители все чаще обвиняют в этом Windows 8. Однако эксперименты не заканчиваются. Нам предложат общаться с компьютером жестами, считываемыми стереокамерой. Первой систему обкатала корпорация Microsoft в устройстве Kinect для игровых приставок Xbox 360. У нового поколения Xbox One оно идет в базовой комплектации, а изобретателя технологии и держателя патентов — израильскую компанию PrimeSense — в ноябре 2013 г. выкупила Apple.
Такое приобретение интересно по двум причинам. Во-первых, «яблочная» корпорация едва ли не последняя, кто обратил внимание на сенсорные дисплеи для персональных компьютеров, — Microsoft с Windows 8, Google с Chrome OS, Canonical с Ubuntu здесь уже отметились. Во-вторых, в январе этого года вице-президент Apple по OS X Крэйг Федериги заявил, что дисплеи высокой четкости десятилетиями эволюционировали ради устройств точного позиционирования вроде клавиатуры и мыши, то есть слишком хороши для того, чтобы тыкать в них пальцами. Считывание жестов может стать альтернативой сенсорному экрану: чтобы листать книгу, прокручивать страницу в браузере или масштабировать документ, вполне годится стереокамера. Но клавиатура и мышь или тачпад останутся на службе, по крайней мере в персональных компьютерах.
Перспективы: Apple может выпустить компактную стереокамеру, встроить ее в клавиатуру или разместить рядом с веб-камерой в iMac уже в этом году. Также высоки шансы получить распознавание жестов в телеприставке Apple TV.