В конце января переговоры о строительстве транспортного перехода через Керченский пролив после двухлетней паузы от устных договоренностей перешли в практическое русло. 30 января украинское правительство утвердило соглашение с Россией относительно совместных действий по организации строительства перехода, подписанное 17 декабря 2013 г. в Москве. В те же дни аналогичный шаг сделало и российское правительство. Согласно межправительственному соглашению, каким будет Керченский мост, станет известно уже в нынешнем году.
Изначально базовая договоренность о строительстве Керченского моста была достигнута в апреле 2010 г. между президентами Виктором Януковичем и Дмитрием Медведевым в рамках так называемых Харьковских соглашений. В первое время детальные переговоры между странами продвигались активно. Но между пятой встречей специально созданной межправительственной украинско-российской рабочей группы в сентябре 2011 г. и ее шестой встречей в декабре 2013 г. прошло два года бездействия. В торможении процесса Москва обвиняла Киев, требовавший подписания межправительственного соглашения, которое закрепило бы все правовые аспекты строительства, до начала разработки технического задания. Процесс сдвинулся с мертвой точки лишь тогда, когда Россия пошла на компромисс осенью прошлого года. Этот шаг навстречу со стороны Москвы в очередной раз подтвердил ее высокую заинтересованность в переходе через Керченский пролив, который мог бы сократить транспортный путь из Херсона в Новороссийск на 450 км и тем самым снизить стоимость перевозки товаров между странами по ряду направлений.
Проработка вариантов
До конца текущего года стороны рассчитывают закончить предварительный этап подготовки к строительству. По словам и. о. вице-премьер-министра Александра Вилкула, ответственного за этот проект с украинской стороны, в 2014 г. после проведения инженерно-геологических исследований стороны совместно разработают технико-экономическое обоснование (ТЭО). Документ должен, во-первых, ответить на вопрос, что, как и где строить, а во-вторых — определить стоимость проекта, форму участия частного капитала и срок окупаемости. «В ТЭО будут проанализированы существующие и просчитаны перспективные потоки грузов и пассажиров, определены будущий тип транспортного перехода (тоннель или мост), варианты проектирования и строительства. На основании этого ТЭО будет рассматриваться решение относительно перспектив строительства транспортного перехода», — говорится в сообщении пресс-службы Вилкула. Заказчиками ТЭО выступят Государственное агентство автомобильных дорог Украины и Федеральное дорожное агентство Российской Федерации, которые впоследствии будут обеспечивать реализацию проекта. Как сообщили «Капиталу» в Министерстве инфраструктуры Украины, специальная межправительственная рабочая группа, которая занимается вопросами строительства транспортного перехода, 31 января уже утвердила техническое задание на проведение инженерных изысканий и разработку ТЭО. По словам правительственного уполномоченного по вопросам сотрудничества с РФ, странами — участницами СНГ, Евразийского экономического сообщества и другими региональными объединениями Валерия Мунтияна, на подготовку ТЭО отведено полгода, после чего начнется проектирование.
Правда, как ранее сообщил «Капиталу» исполнительный секретарь делового совета при Российском национальном комитете по Черноморскому экономическому сотрудничеству (РНК ЧЭС) Руслан Середа, речь сейчас идет уже только о надводном мосте, поскольку тоннельный переход более дорогостоящий и технический сложный. В целом стороны рассматривают четыре варианта транспортного перехода, по данным Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) Украины. Первый рассчитан на строительство только автомобильного моста, согласно второму — к автостраде добавится железнодорожная магистраль, третий предполагает еще и газопровод. Четвертый вариант включает все перечисленное плюс прокладку высоковольтной электросети.
Каждый следующий вариант, соответственно, дороже предыдущего. По данным МЭРТ, ориентировочная стоимость строительства перехода составит $ 1,5‑3 млрд. По словам Руслана Середы, по оценкам 2012 г. стоимость реализации всего проекта от инженерных изысканий до окончания строительства составляет $ 2,5‑3 млрд. Предполагается, что Украина и Россия будут софинансировать строительство на паритетных началах, для чего планируется создание совместного российско-украинского предприятия. Кроме того, после подготовки ТЭО начнется поиск частного инвестора-концессионера, который будет определен по итогам конкурса на проектирование, строительство и эксплуатацию перехода. В МЭРТ рассчитывают, что мост окупится через 5‑10 лет. Для этого, по словам Середы, проезд через мост сделают платным.
От 5 до 10 лет согласно расчетам украинского Министерства экономического развития и торговли потребуется на то, чтобы проект окупился
Между тем в России уже рассматриваются способы привлечения инвестора в проект. В конце января вице-премьер РФ Игорь Шувалов по итогам рабочего совещания в российском правительстве относительно Керченского транспортного перехода поручил министерствам финансов, экономического развития и транспорта России «проработать вопрос и представить предложения по созданию особого налогового режима для строительства и эксплуатации транспортного перехода через Керченский пролив». Обсуждаются ли аналогичные инициативы в Украине, в МЭРТ прокомментировать отказались.
Без ответа пока остается и вопрос о сроках строительства. По итогам того же российского правительственного совещания, минфину, минэкономразвития, минтрансу и МИД России было поручено представить предложения по срокам строительства транспортного перехода в зависимости от вариантов реализации проекта. Но уже ясно, что даже при наиболее оптимистическом сценарии, при котором предварительный этап будет завершен в первой половине 2014 г., Керченский мост не будет готов до 2018‑2019 гг. По словам Середы, при надежном финансировании проекта и при условии бесперебойной деятельности в рамках рабочей группы строительство можно завершить в течение четырех-пяти лет.
Дорогое удовольствие
Сейчас в разных уголках мира реализуется множество еще более амбициозных мостовых проектов. Так, в 2016 г. в Китае будет готов новый рекордсмен, претендующий на звание самого длинного в мире, — 30‑километровый мост. Он войдет в 50‑километровую систему сооружений, которая соединит три важнейших города дельты Жемчужной реки — Гонконг, Чжухай и Макао. Проект, стартовавший в 2011‑м, предполагает сооружение многополосной трассы, подводных тоннелей, виадуков, пограничных пропускных пунктов и искусственных островов. Настолько масштабное строительство обойдется в $ 13 млрд. Но его дороговизну окупит сближение финансового центра Азии и наиболее богатого города КНР Гонконга с Макао, зарабатывающим на игорном бизнесе и экспорте текстиля, и менее развитым промышленным континентальным регионом Поднебесной, где расположен Чжухай. Мост сократит путь с восточного на западный берег дельты Жемчужной реки в три раза — с 220 до 65 км, а время на его преодоление — с четырех с половиной часов до 40 мин. Кроме того, он избавит местных жителей и путешественников, прилетающих в аэропорты Макао и Чжухая, от необходимости перебираться через дельту на паромах, что небезопасно летом, когда здесь случаются сильные тайфуны.
Цель таких масштабных инфраструктурных проектов очевидна. Они создают рабочие места, стимулируя потребительский спрос, и обеспечивают спрос на сырье и различные промышленные товары, а в долгосрочной перспективе еще и способствуют усилению экономической активности в регионе. Именно инфраструктурные проекты помогли КНР пережить глобальный финансовый кризис, практически не сбавляя темпов экономического роста. Но не только экономическая целесообразность толкает к строительству дорогостоящих мостов. Например, в следующем году в Турции будет открыт подвесной мост им. султана Селима Явуза, который станет третьим мостом через Босфорский пролив. Этот транспортный переход длиной 2,2 км будет состоять из автомобильных дорог и железнодорожной линии. Он соединит шоссе и новый международный аэропорт и поможет Стамбулу с его 14 млн жителей избавиться от пробок, в которых сегодня нужно простоять 3‑4 часа, чтобы добраться из европейской в азиатскую часть города. Расходы на строительство — около $ 2,5 млрд — будут окупаться за счет платы за проезд в размере $ 3.
Правда, в период глобального финансового кризиса и последовавшего за ним долгового кризиса в Европе многим странам подобные проекты стали не по карману. К примеру, в том же году, что и мост Гонконг — Чжухай — Макао, между Сицилией и континентальной Италией, над проливом Мессина должен был бы появиться автомобильный и железнодорожный мост стоимостью порядка $ 8,5 млрд. Он должен был бы побить рекорд японского моста Акаси-Кайке и стать самым длинным подвесным мостом в мире (3300 м единого подвесного пролета). Планы его строительства вынашивались и отменялись не одним правительством. В последний раз соорудить его пообещал во время своего премьерства Сильвио Берлускони в 2009 г. Но год назад проект был отменен. Как заявил тогда министр промышленности Флавио Занонато, Мессинский мост «абсолютно не является приоритетом для Италии» в условиях затянувшейся рецессии и долгового кризиса в стране.