Этот проект назван необыкновенно точно — по замыслу организаторов или случайно, неважно. В названии нет слова «художественная», ничего, замыкающего проект в рамках исключительно искусства. И это верно, потому что выставка, на которой собраны работы множества одесских художников да еще и во временной перспективе — начиная с 1950‑х гг. и до сегодняшнего дня, — неизбежно затрагивает и демонстрирует такие уж совсем нематериальные явления, как отношение к жизни, критичность и новаторство, ирония и чувство юмора, и тот самый пресловутый «гениус лоци». Одно слово — одесская школа.
В проекте задействовано около 20 частных и муниципальных коллекций. В итоге получилась одна из самых крупных групповых выставок современного искусства из тех, что были показаны в «Арсенале», крупнейшей выставочной площадке страны. «Одесская школа» сравнима по масштабу с кураторскими проектами «Независимые» или «Космическая Одиссея», для которых собирались работы со всей Украины.
Киевская экспозиция — это второй подход. Первый был реализован в апреле в донецкой муниципальной галерее «АртДонбасс», посвящен становлению и развитию одесской живописной школы и сопровождавшим ее явлениям, таким как одесские квартирные выставки. Для донецкой выставки инициатор проекта, коллекционер и галерист Анатолий Дымчук отобрал из частных, галерейных и музейных собраний Одессы и Киева более двухсот произведений. «После успеха «Одесской школы» в Донецке мне позвонила директор «Мистецького Арсеналу» Наталья Заболотная и предложила сделать выставку в Киеве, — говорит Дымчук. — Общими усилиями мы подготовили проект за четыре недели, добавив новые разделы и спецпроекты. Получился такой «tailor-made проект», очень точно скроенный».
Выставка в «Мистецькому Арсеналі» расширилась до 580 работ и пополнилась новыми именами (их стало около 100, практически вдвое больше), работами и спецпроектами. Благодаря масштабу «Арсенала», появилась возможность экспонировать видео и объекты, а также показать персональные выставки Юрия Егорова, Анатолия Шошина, Игоря Гусева и Виктора Маринюка.
Помимо команды Анатолия Дымчука, менеджерами масштабной киевской экспозиции выступили также куратор «Мистецького Арсеналу» и приглашенные специалисты Евгений Солонин и Евгений Терещенко, занимавшийся выставкой в Донецке.
Работы расположили в хронологическом порядке, вероятно, для удобства прочтения. Первый зал посвящен реализму, начиная с 1950‑х. Это те самые «традиции», о которых идет речь в названии. Рядом — проект квартирных выставок «Бебеля, 19», уже показанный в рамках Fine Art Ukraine-2013. Следующий зал — реконструкция заборной выставки «Сычик + Хрущик», за ним — художники-модернисты и персональная экспозиция Виктора Маринюка.
Отдельный зал получил специальный проект «Нонконформисты 2013». Это премьера выставки, для которой Дымчук попросил девять авторов, обычно работающих с холстами небольшого размера, сделать крупноформатные работы «музейного размера» — 12х1,5 м и 2х2 м (всего в проекте около 30 произведений).
В следующих залах представлены художники так называемой новой волны и авторы их круга — от Александра Ройтбурда, Василия Рябченко и Леонида Войцехова до Дмитрия Дульфана, Сергея Зарвы и Стаса Подлипского, там же разместилась персональная выставка Игоря Гусева. Финальная точка проекта — зал, где собраны работы художников, не примкнувших ни к одному «течению». Здесь, пожалуй, самая разноплановая экспозиция — от работ Зои Сокол и произведений, которые явно ближе к дизайну, чем к искусству, — до живописи граффити-райтера APL315.
Проект «Одесская школа» вполне можно считать образовательным: локальная школа вобрала значительную часть ключевых явлений нашего искусства. Экспозиция позволяет ознакомиться с ними и даже окунуться в атмосферу настоящих одесских квартирных выставок и частных домашних коллекций. Атмосфера — именно то, за чем стоит идти на «Одесскую школу».