Вчера стали известны имена новых чиновников. Несмотря на то что отдельные назначенцы вызывают симпатию, логика выбора заставила крепко задуматься.
Судите сами: на должность министра культуры выдвинули «голос Майдана» актера Евгения Нищука, активиста Дмитрия Булатова — на должность министра молодежи и спорта. Активиста Егора Соболева назначили председателем комиссии по люстрации, активистку Татьяну Чорновил — главой антикоррупционного бюро, президента Киевской школы экономики Павла Шеремету — министром экономики, координатора медицинской службы Евромайдана Олега Мусия — министром здравоохранения, журналистку Викторию Сюмар — заместителем секретаря РНБО. Нет сомнений в том, что все эти люди достойны и способны сделать многое. Но «хороший человек» и «профессиональный менеджер» — к сожалению, не синонимы. Требуя перезагрузки системы, отцы Майдана почему‑то договариваются не о правилах игры, а о том, кто будет в нее играть. Лидеры, безусловно, важны, но мы знаем немало примеров тому, как хорошие люди ходили во власть и ни с чем возвращались. Эмоциональный выбор героев — тупиковый путь, когда необходимо перепрограммировать саму систему. Перед тем как ставить задачу программистам системы, нужно определиться с техзаданием.
Каким же параметрам должны отвечать управленческие команды, которые способны реализовать такие задачи? Пока лучше всех на этот вопрос ответили экологи. Вместо предложений о новых назначенцах они четко определили критерии отбора будущего министра. Один из ключевых — «понимание европейского опыта развития сферы экополитики, а также не истощающего / рационального использования природных ресурсов должно быть подтверждено соответствующими публикациями или образованием, практической деятельностью, участием в проектах». Может оказаться, что, задав правильные «параметры» изменений и определившись с профессиональными компетенциями государственных менеджеров, мы не найдем таких в Украине. Не надо этого бояться. Многие профессионалы-украинцы, живущие за рубежом, готовы вернуться на родину в роли консультантов, чтобы помочь наладить процессы. И тут возникает вопрос: что важнее — опыт стояния на баррикадах или глобальный опыт и способность реализовать изменения?
Нам выпал шанс переизобрести свое государство заново. Нам нужна широкая дискуссия, а не кулуарные договоренности о том, кто в этот раз в роли начальника. Майдан еще совсем недавно был прототипом Украины, в которой хотелось жить. Глядя друг другу в глаза и понимая все без слов, люди становились в цепочки и передавали друг другу камни, чтобы отбиваться от «Беркута». Возможно, опять пора стать в цепочку и передавать из рук в руки новые смыслы.
Собирать разрушенное государство нам придется камень за камнем, как выкладывать плитку на улице Грушевского. Это требует воли и внутреннего напряжения.