Идея фильма «Зеленая кофта», который 20 марта выходит в ограниченный прокат, у отечественного режиссера и сценариста Владимира Тихого появилась четыре года назад. Он задумал снять низкобюджетную картину об окружающей действительности. На создание ленты хватило $ 6 млн. А самым подходящим жанром Тихий посчитал психологический триллер пополам с социальной драмой.
Увидев из окна симпатичного парня, гоняющего во дворе мяч, девочка Оля, недолго думая, берет под мышку своего семилетнего брата Михася и идет с ним гулять. И пока она перебрасывается мячом с объектом своего интереса, ребенок бесследно исчезает. Поиски ни к чему не приводят. Разве что во время разговора со следователем девочка вспоминает, что видела в тот злосчастный день, как рядом с местом, где пропал ее брат, стоял неизвестный мужчина. Толком описать его Оля не может, но встретив через некоторое время случайно в городе, узнает и выслеживает. А затем начинает мстить, по‑детски жестоко и порой бессмысленно. Ведь вина мужчины, оказавшегося то ли чиновником, то ли бизнесменом средней руки, не доказана. А «злодея» в нем выдает только манера время от времени читать шепотом «Отче наш» и привычка давать взятки. Ничем хорошим история, естественно, ни для кого не закончится. Впрочем, режиссер уверен, что хеппи-энд вызвал бы у зрителя скорее раздражение. Да и снимал он не развлекательное кино, а серьезный фестивальный артхаус, главная цель которого — заставить зрителя думать.
«Зеленая кофта», и правда, уже успела побывать на нескольких престижных международных кинофестивалях — в Варшаве и Сан-Себастьяне. И заставила там думать и зрителей, и критиков. История задумывалась как локальная — дело происходит в стандартном спальном районе современного украинского мегаполиса, и некоторые нюансы вроде двуязычия героев или замечаний о политической ситуации в Украине образца 2010 г. понятны только отечественному зрителю. Однако на этом специфическом материале Владимиру Тихому удалось снять универсальную социальную драму — таких на каждом приличном европейском кинофестивале всегда набирается десяток-другой.
«Зеленая кофта» получилась у Тихого не столько триллером о пропавшем ребенке, сколько драмой о подростке из неблагополучной семьи. Мама злоупотребляет успокоительными и мало озабочена происходящим с детьми. У папы новая семья, и даже пропажа ребенка его не слишком волнует. Во дворе спального района тоже нелегко найти приличную компанию. В итоге предоставленный самому себе подросток быстро превращается из милой интеллигентной девочки с правильным украинским и игрой на флейте в неуправляемое чудовище.
Эту метаморфозу режиссер подает неторопливо (полуторачасовой фильм временами кажется трехчасовой сагой), без надрыва, буднично, с минимальным количеством диалогов. На главные роли Тихий взял непрофессиональных актеров. «С профессиональными, как ни старайся, получается телевизионный сериал», — объясняет режиссер свое решение. У него действительно получилось непохоже на сериал. Более уместно сравнение с реалити-шоу, только выстроенная с помощью кинематографического языка и художественного вымысла реальность «Зеленой кофты» выглядит значительно убедительнее, чем та правда жизни, которую можно увидеть на ТВ.