Истоки автомобилестроения неразрывно связаны с фамилиями немецких изобретателей — Бенца, Даймлера, Майбаха, которые современниками воспринимаются исключительно как дорогие и престижные бренды. За прошедшие без малого 130 лет с момента появления четырехколесного экипажа с карбюратором и 1‑цилиндровым бензиновым двигателем внутреннего сгорания стремление к самовыражению ни на минуту не покидало как самих производителей, так и всех причастных к автоиндустрии людей — водителей, гонщиков, механиков и даже рядовых потребителей. Одни по сей день не перестают удивлять высотой полета инженерной мысли, другие продолжают ставить рекорды скорости, с шиком сорить деньгами или, наоборот, демонстрировать чудеса экономичности.
Корреспонденты «Капитала» искали самые-самые автомобили и попутно выясняли, насколько они доступны нашим соотечественникам.
Самый быстрый
Звание самого быстрого автомобиля на планете безоговорочно принадлежит Bugatti Veyron 16.4 Super Sport. В 2010 г. в присутствии представителей Книги рекордов Гиннесса по итогам двух заездов он показал среднюю скорость чуть больше 431 км / ч.
Недавно журналисты интернет-портала Driving.co.uk подвергли рекорд сомнению. В качестве аргумента они привели тот факт, что с машины сняли электронный ограничитель скорости на уровне 415 км / ч. Правда, на решение представителей Книги рекордов Гиннеcса это никак не повлияло, ведь конструкция автомобиля и его двигателя остались без изменений.
В Украине подобных рекордов никто не ставил. Но как минимум один Bugatti Veyron есть в коллекции одного из отечественных нуворишей.
Самый дорогой
Международное издание Forbes проводит ежегодный рейтинг самых дорогих автомобилей в мире. По итогам минувшего года список возглавил все тот же Bugatti Veyron 16.4 Super Sport стоимостью $ 2,6 млн. Это чудо современной инженерной мысли оснащено 16‑цилиндровым мотором мощностью 1200 л. с., который позволяет машине демонстрировать описанные выше рекордные показатели скорости.
В Украине бренд Bugatti официально не представлен, поэтому на титул самого дорогого автомобиля в нашей стране претендует не менее стильный суперкар Ferrari F12berlinetta. Его цена начинается с € 320 тыс. в базовой комплектации (если только это понятие уместно по отношению к такому автомобилю).
Самый роскошный
В рейтинге наиболее удачных инвестиций в области автомобильного антиквариата безоговорочное первенство на протяжении нескольких лет принадлежит продукции из Маранелло. По сообщению агентства Bloomberg, в 2012 г. установлен новый рекорд стоимости легкового автомобиля — на аукционе Ferrari 250 GTO 1962 г. выпуска удалось продать за $ 35 млн. Причем 10 лет назад автомобиль купили «всего» за $ 8,4 млн. Таким образом, он ежегодно дорожал в среднем на $ 2,65 млн и приносил владельцу 31 % годовых. Кстати, этот экземпляр Ferrari собрали специально для известного британского гонщика Стирлинга Мосса. Вторым по дороговизне признан Bugatti Type 57SC Atlantic 1936 г. выпуска, который в 2010 г. ушел с молотка за $ 30 млн.
По многим причинам в Украине коллекционирование антикварных автомобилей находится в зачаточном состоянии. В первую очередь, из‑за отсутствия необходимых правовых норм для ввоза таких машин, а также в силу низкой технической культуры потенциальных покупателей.
Самый экономичный
В этой категории в лидеры выбился концерн Volkswagen, которому, кстати, принадлежит и бренд Bugatti. Двухместное купе XL1 с гибридным силовым агрегатом расходует в среднем 0,9 л дизеля на 100 км пробега. Полностью заряженной аккумуляторной батареи и 10‑литрового бака хватит, чтобы преодолеть свыше 500 км. Производство самой экономной модели наладили на заводе в Оснабрюке, правда, ее цена пока неизвестна.
Для особо экономных покупателей в нашей стране подойдет хэтчбек Ford KA. Его 1,3‑литровый 75‑сильный мотор расходует в смешанном цикле 3,5 л дизельного топлива на 100 км.
Самый безопасный
Начиная с 1970‑х гг. правительства нескольких стран предприняли попытки провести исследования различных аспектов безопасности автомобилей на базе Европейского комитета экспериментальных транспортных средств. Полученные результаты позволили разработать к началу 1990‑х полномасштабную процедуру проведения краш-тестов, которые дали возможность оценить степень защиты водителя и пассажиров при фронтальном и боковом ударе, а также могущих пострадать в результате аварии пешеходов.
На сегодняшний день с завидной регулярностью успехи автомобилестроителей оценивает независимая европейская организация EuroNCAP. По ее версии, самым безопасным серийным автомобилем считается Volvo V40.
Среди автомобилей, выпуск которых налажен в Украине, наилучшие результаты в этих тестах показала Skoda Rapid европейской сборки. К сожалению, основная масса производимых у нас в стране машин никогда не пройдет тесты EuroNCAP. Ведь стоимость отдельных экземпляров манекенов для участия в этом безжалостном эксперименте достигает $ 1 млн.