Самая большая персональная выставка в карьере 56‑летнего Ай Вэйвэя откроется 3 апреля в берлинском музее Martin-Gropius-Bau. Экспозиция, которая называется «Доказательство», займет 3000 кв. м. В нее войдут уже известные работы художника, а также свежие, созданные специально для выставки.
К первой категории относится, например, «Золотой зодиак» — серия скульптур, созданная Вэйвэем в 2011 году. Художник сделал позолоченные копии бронзовых фигур животных, составляющих традиционных китайский зодиакальный календарь. Оригиналы в 1750 году отлили китайские мастера. До середины XIX века скульптуры располагались в саду императорского дворца, а затем военные-европейцы их вывезли. В 2008-м несколько оригинальных скульптур неожиданно появились на аукционе в Париже, что вызвало настоящий международный скандал. Китайское правительство настаивало на том, что скульптуры как часть исторического наследия страны должны вернуться на родину. В ответ на эти заявления Ай Вэйвэй, который уверен, что они являются частью не локальной китайской, а общемировой культуры, создал собственную зодиакальную серию, сразу же ставшую знаменитой. До берлинской выставки «Золотой зодиак» успел повидать мир — к примеру, серия участвовала в основной экспозиции первой Киевской биеннале в 2012 году.
Соединение традиционной китайской культуры с актуальным искусством — главный творческий метод художника. Специально для выставки в Берлине он создал инсталляцию «Стулья». В просторном зале стоят 6000 деревянных стульев — такие в Китае можно найти в каждом крестьянском доме, и внешний вид этого предмета мебели не менялся со времен династии Мин, которая пришла к власти в XIV веке. По мнению Вэйвэя, такие стулья — квинтэссенция эстетики многовековой сельской культуры Китая. Однако подает он эту древность так, что она напоминает созданный на компьютере пиксель-арт и выглядит крайне современно.
«Стулья», как и «Золотой зодиак», да и все остальные произведения Вэйвея, имеют также политический подтекст. Художник исследует традиционную культуру и сталкивает ее с прокоммунистической идеологией современного Китая. За свои художественные высказывания, а также за открытую критику китайского правительства художник уже пострадал. В 2011 году его задержали в пекинском аэропорту и, не выдвинув конкретных обвинений, удерживали под стражей 81 день. Сейчас художнику и диссиденту разрешили работать в студии, но за тем, что он делает, следят установленные по всему помещению камеры. А показывать свои произведения можно только за рубежом — выставляться в китайских музеях Вэйвэю запрещено. На Западе художник и правда весьма активен — перед выставкой в Берлине у него был вернисаж в Лондоне, а в прошлом году его произведения участвовали в Венецианской биеннале. Однако на собственные выставки Вэйвэй попасть не может: власти Китая отобрали у него паспорт и фактически удерживают его под домашним арестом.
Накануне открытия выставки в Берлине в Германию планирует нанести визит нынешний президент Китая Си Цзиньпин. Через немецкую прессу Вэйвэй уже пригласил его посетить экспозицию, чтобы президент увидел, что «человек того же возраста и с таким же культурным бэкграундом может стать совершенно другой личностью». У Цзиньпиня вряд ли получится оценить произведения Вэйвэя, ведь его визит завершается 1 апреля. Однако у него будет шанс ознакомиться с экспозицией позже — выставка в берлинском Martin-Gropius-Bau продлится до 7 июля.