Інтереси

психология

Конфликт воспринимается как негативная часть общения. Однако можно научиться извлекать из него пользу

Конфликт воспринимается как негативная часть общения. Однако можно научиться извлекать из него пользу
Конфликт полезен и продуктивен, так как помогает выявить противоречия, расставить приоритеты и высвободить сдерживаемые эмоции
Фото: Getty Images

Конфликты появляются там, где есть противоречия во взглядах и интересах. Будь то внутренний мир человека, межличностные отношения или взаимодействие социальных групп — как только появляются несовместимые, взаимоисключающие намерения и интересы, сразу же возникает желание разрешить их за счет тех, кто кажется слабее. Конфликт — это такой себе тришкин кафтан: для исполнения желаний и отстаивания интересов одного мы «отрезаем» часть желаний и интересов другого. Даже если этот другой — внутри нас. Способ известный и нередко срабатывающий, по крайней мере на ранних стадиях конфликта.

Вскрыть проблему

Породить конфликт могут также слова и действия, вызывающие негативную реакцию другой стороны: приказ, угроза, критика, обвинение, категоричность, обман, перекладывание ответственности. Все мы реагируем на подобные конфликтогены, проявляя ответную агрессию, не спешим подставлять другую щеку, ставить себя на место другого, прощать и понимать обидчика, как советуют религиозные, моральные и этические системы и учения. Вероятно, потребность человека чувствовать себя безопасно, комфортно, оберегать свое достоинство относится к числу базовых, покушение на которые воспринимается крайне болезненно.

С обыденной точки зрения разногласия несут однозначно негативный смысл. Они ассоциируются с агрессией, спорами, угрозами, враждебностью. Считается, что конфликт — явление всегда нежелательное, его необходимо по возможности избегать и немедленно по возникновении разрешать. Однако сейчас психологи рассматривают жизненные коллизии скорее в позитивном ключе и связывают их с возможностью развития, осмысления ситуации.

Стороны имеют возможность обратить внимание на ранее замалчиваемое недовольство, на другие точки зрения, обсудить их, в результате чего могут появиться новые идеи. Возникновение и разрешение противоречий — это и есть развитие, прогресс. Иногда он происходит эволюционно, иногда — революционно, но всегда вследствие конфликтов. Точно так же человек договаривается с самим собой, разрешая внутренние разлады.

Плюс конфликта в том, что он позволяет вскрыть проблему, ускоряет динамику любых процессов. С эволюционной точки зрения он продуктивен. Обнажение противоречий приводит к утверждению ценностей, объединяет единомышленников, расставляет приоритеты. Отдельный пункт — разрядка эмоций. Высвобождение и реализация избыточных чувств или их демонстрация также могут помочь в решении вопроса.

Есть притча о наполеоновском маршале, у которого на переговорах иногда внезапно возникали неконтролируемые приступы ярости. Тогда он снимал тре­уголку и начинал неистовство топтать ее ногами. Это повергало участников переговоров в такой ужас, что они соглашались на все условия. И только старый денщик маршала знал, что в такие дни его начальник уже с утра надевал старую потрепанную треуголку.

Цена конфликта

Главное — предотвратить возвращение бумеранга агрессии. Деструктивный тип развития конфликта ведет к общей не­удовлетворенности, негативному эмоциональному состоянию всех его участников. Эмоции — совсем не мелочь, зачастую именно они становятся движущей силой противоречий, которая приводит к взаимному насилию и грозит уменьшением или полным исчезновением стремления к сотрудничеству и доверию. Противоположную сторону могут начать воспринимать как врага. Тогда собственные цели расцениваются как положительные, а стремления противоположной стороны — как однозначно отрицательные.

Неконструктивное поведение присуще скорее личности нетерпимой, импульсивной, агрессивной, несдержанной в чувствах, с пониженной самокритичностью, негативными предрассудками и предубеждениями, невысоким уровнем общительности. В результате деструктивного конфликта большее значение придается «победе» в споре, а не решению реальной проблемы. Недоброжелательность и резкие негативные эмоции вряд ли будут способствовать урегулированию ситуации. А вот конструктивная стратегия поведения в конфликте — это фактически стратегия переговоров.

Способы решения конфликтов

Яркую иллюстрацию столкновения разных точек зрения можно найти в соцсетях. На информационной войне — как на настоящей: можно записаться в скромную пехоту информационного фронта, причислить себя к элитным наемникам, устраивать диверсии или дезертировать. Пожалуй, здесь можно наблюдать все характерные для человека способы пребывания в конфликтах и их решения. И хотя универсального способа разрешения противоречий нет, существует пять основных стратегий поведения в таких ситуациях.

Избегание, уход от конфликта происходит при дефиците сил и ресурсов. В таких случаях часто говорят о миролюбии. Достаточно разумное на первый взгляд решение — самое рискованное. Попытка отделаться минимальными потерями приводит к неудовлетворенности, разочарованию, отчаянию и унижению проигравшей стороны. Со временем эти чувства могут вырваться наружу в самых уродливых формах. И тогда гнев, цинизм и мстительность могут превратить побежденных в ярых и очень опасных врагов.

Компромисс — это отказ от части требований каждой из сторон. На первый взгляд он выгоден всем участникам. Но скрытые риски возобновления конфликта из‑за не­удовлетворенности решением также велики. Ведь интересы остались прежними, и лишь равный баланс сил вынуждает мириться с компромиссом. При малейшем изменении этого баланса конфликт обязательно возобновится.

Уступка, или отказ от своих интересов, происходит чаще всего из‑за желания сохранить хорошие отношения с оппонентом, получить поддержку или из‑за сильной зависимости от него. Это может быть тактическим ходом с целью избежать больших потерь или дождаться более благоприятных внешних условий. Обычно решение о полном отказе от собственных интересов принимается под жестким психологическим давлением. Иногда это давление оказывает не конфликтующая, а третья сторона.

Ориентация на полную победу — это фактически подход насильника: пусть все будет так, как хочу я. Такая установка предполагает использование психологического давления, власти с целью добиться победы над партнером, превратив его в противника, врага, интересы которого полностью игнорируются. Любые средства считаются приемлемыми — уловки, угрозы, обман и пр. О взаимовыгодных решениях речь вообще не идет. Вынужденная уступить такому натиску, противоположная сторона либо будет саботировать выполнение решения, либо постарается взять реванш.

Сотрудничество, или стратегия «вы­иг­рыш — выигрыш», — наиболее конструктивное решение со всесторонним обсуждением проблемной ситуации, породившей конфликт. В этом случае обе стороны удовлетворены решением и готовы приложить максимум усилий для его выполнения. Эта стратегия предполагает, что любое взаимодействие в бизнесе, политике, социальной сфере — это сотрудничество, а не арена борьбы. Стратегия взаимной выгоды означает: выигрыш одного партнера более результативен, если созданы условия для успешной деятельности всех партнеров.

Совладать с конфликтом, управлять им, применять продуктивные стратегии — это наука и искусство. Сочетание стратегий, использование методов психологического влияния, осмысленность и ответственность вместо эмоциональности и импульсивности определяют зрелость и конструктивность подходов к разрешению даже самых острых противоречий.

Даю установку

Стратегия сотрудничества предполагает несколько установок:
• Разделение человеческих отношений и проблемы. Не стоит свои опасения принимать за реальное положение дел. Лучше демонстрировать готовность разобраться с трудностями. Здесь работает правило «Быть твердым по отношению к проблеме и мягким — к людям».
• Внимание к интересам, а не к позициям. Вопросы «Почему?» и «Почему нет?» фиксируют базовые и общие интересы. Необходимо объяснять важность собственных интересов и признавать интересы оппонента частью проблемы.
• Предложение взаимовыгодных вариантов. Не бывает единого решения проблемы, поиск альтернатив необходимо отделить от их оценки, расширить круг способов решения проблемы, искать взаимную выгоду, выяснять предпочтения другой стороны.
• Использование объективных критериев. Важно быть открытым для доводов другой стороны, но не поддаваться давлению, найти для каждой части проблемы несколько объективных критериев, следить за тем, чтобы они были справедливыми.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама