Финансовый кризис 2008 года довольно часто в среде фондовиков сопровождался поговоркой: «Одно неосторожное движение, и ты — инвестор!» События последних дней (в частности, инициатива НБУ о рекапитализации проблемных банков за счет депозитных вкладов) приводят к новой аналогии: «Поздравляем, вкладчик, вы — акционер!» Такой инструмент, как известно, был применен для спасения банков на Кипре. Применим ли он в Украине?
На данный момент концентрация капитала в банковской системе значительна. Формально банки преобразованы в ПАО — публичные акционерные общества, но де-факто публичными они так и не стали. О реальных собственниках (бенефициарах) банков мы с вами узнавали не из раскрываемой структуры капитала, а из публикаций в СМИ.
Сложившаяся система банковского надзора скорее усложняет работу финучреждений, нежели обеспечивает уверенность в их устойчивости. Во многих регуляторных вопросах требования НБУ шли вразрез с законодательством рынка ценных бумаг. В «тучные годы» банки не были заинтересованы в фондовом рынке, оставаясь формально акционерными обществами. Сейчас для банковской системы наступили «голодные годы» — отток депозитов и, как следствие, дефицит ликвидности. Следующим вызовом станет острая нехватка капитала при ограниченном доступе к его источникам.
Очевидно, что привычными инструментами (такими, например, как национализация проблемных банков) при ограниченности государственных ресурсов «излечение» практически невозможно. Однако копирование «кипрского опыта» в условиях Украины может не только не решить проблему, а и усугубить ее — усилить отток депозитов, резко снизить доверие к банковской системе как таковой. Традиционные вопросы: кто виноват и что делать?
Для ответа на них предлагаю посмотреть на источник «проблемности» банков с позиции корпоративного управления. Во многом «проблемность» была сформирована последствиями управленческих решений фактических собственников (бенефициаров). Вкладчики таких банков автоматически становились заложниками рисков, созданных бенефициарами без какой‑либо возможности идентифицировать такой риск и уж тем более хоть как‑то им управлять. При такой ситуации акционные программы, повышение депозитных ставок — инструменты с исчерпанным потенциалом эффективности.
Что же делать? Проблемные банки будут появляться до тех пор, пока собственники и менеджмент будут находиться вне системы сдерживания и противовесов, которую обеспечивает эффективное корпоративное управление. Формирование такой системы возможно через введение фактора миноритария: привлечение «длинных» денег через публичные эмиссии акций (преимущественное размещение для вкладчиков), введение независимых директоров в наблюдательные советы, изменение позиции НБУ по отношению к корпоративному управлению в украинских банках.