Прежде чем стать режиссером, французская актриса Валерия Бруни-Тедески почти 20 лет активно снималась у лучших мастеров киномира — Франсуа Озона (в мелодраме «5 х 2»), Стивена Спилберга (в политическом триллере «Мюнхен»), Ридли Скотта (в драме «Хороший год») и других. Но однажды Валерия решила, что кино для нее — нечто гораздо более личное. «Замок в Италии», который выходит в украинский прокат 3 апреля, — уже третья режиссерская работа актрисы и самый автобиографичный ее фильм. В нем Бруни-Тедески выступила также соавтором сценария и сыграла главную роль.
Парижанка Луиза, бывшая актриса чуть за сорок с неустроенной личной жизнью, отправляется в дом своих родителей — старинный особняк в итальянском Пьемонте. У семьи начались финансовые трудности, и чтобы содержать громадный дом, который все называют «замком», нужно либо открыть в нем музей, либо продать его. Мать Луизы, женщина со сложным характером, выступает за превращение «замка» в музей, а брат, умирающий от СПИДа меланхолик, не желает впускать посторонних в дом отца. У Луизы нет определенного мнения, ее голова занята другим: требованиями денег, исходящими от бывшего любовника-алкоголика, и острым желанием родить ребенка. А когда героиня возвращается в Париж, за ней начинает активно ухаживать Натан — актер на 15 лет моложе Луизы. Героиня сначала сопротивляется ухаживаниям, но потом сдается и влюбляется. Проблема лишь в том, что Натан совсем не готов к семейной жизни.
Вся эта запутанная история могла бы послужить сюжетом для плохой мыльной оперы, если бы не была пересказом событий из жизни самой Валерии. Актриса и режиссер родилась в Пьемонте. Съемки проходили в доме ее родителей — семье пришлось его продать, и для фильма съемочная команда взяла его в аренду. Мать Луизы играет настоящая мать Валерии — 83‑летняя актриса Мориса Борини. В 2006 году брат Бруни-Тедески, как и персонаж фильма, умер от СПИДа. А с 30‑летним актером Луи Гаррелем, который играет Натана, у 49‑летней Валерии недавно завершились многолетние отношения, и за то время, что они длились, пара успела усыновить ребенка. Вдобавок, как и его герой, Гаррель — сын знаменитого французского режиссера.
Бруни-Тедески использует кино в качестве кушетки психотерапевта: рассказывая с экрана о своих переживаниях и комплексах, пытается разобраться в себе. Фильм делится на несколько частей, каждая привязана к определенному времени года. Главный творческий метод — подробный пересказ происходящего без анализа или выводов, поэтому персонажи иногда выглядят неглубокими, а их поступки — не всегда логичными. При этом автор картины берет наигранно комедийный тон — «Замок в Италии» наполнен шутками и комичными ситуациями, за которыми скрываются пронзительные драмы. Как, например, фрагмент, где не слишком религиозная, но уже отчаявшаяся забеременеть Луиза использует святую воду, чтобы усилить эффект процедуры искусственного оплодотворения.
Премьера «Замка в Италии» состоялась в прошлом году на Каннском кинофестивале, где картина участвовала в основном конкурсе. Критики разругали ленту — самыми мягкими эпитетами в адрес картины были «скучная», «неврастеничная», «плоская». При этом зрители после премьерного показа аплодировали стоя. С точки зрения кинематографического искусства «Замок в Италии» действительно сложно назвать шедевром: и история не нова, и подход к ней можно было найти более экспериментальный. Но смотреть картину стоит с другой позиции — человека с личными драмами в прошлом. И тогда «Замок в Италии» становится вполне эффективным сеансом публичной психотерапии.