Леон Сапега родился в Варшаве 18 сентября 1803 года в аристократической семье — среди его предков были три великих гетмана литовских и воевода киевский. Получив домашнее образование, юноша поступил в Первый варшавский лицей, а затем отправился изучать право и экономику в Париж и Эдинбург.
В 1824 году Леон вернулся домой и стал чиновником министерства финансов Королевства Польского. Вскоре женился на своей двоюродной сестре Ядвиге Замойской — в этом единственном браке родилось девять детей, из которых восемь умерли в детстве.
В ноябре 1827 года Леон вместе с министром Франциском Любецким отправился в Петербург — Восточная Польша в те времена входила в состав Российской империи, хотя и пользовалась большой автономией. 24‑летнего князя приметил Николай I и пожаловал ему чин камергера. Сапегу ожидала блестящая карьера при дворе российского императора.
Однако он вернулся в Варшаву и принял участие в подготовке восстания за независимость Польши. После поражения повстанцев вынужден был бежать в Галицию, входившую в состав Австрии. Ему повезло, что удалось переправить туда часть своих капиталов, потому что вскоре Российская империя конфисковала имения и имущество причастных к восстанию.
Перебравшись в Галицию, Сапега купил неподалеку от Перемышля — в Красичине — чудесный замок в стиле ренессанс и поселился там. Сферой его интересов стал Львов, которому для оживления экономической деятельности не хватало удобного сообщения с крупными городами Европы. В 1839 году Леон предложил австрийскому правительству проект продления уже существующей железной дороги Вена — Бохня до Львова и Бережан. Это связало бы соляные промыслы Татр с зерновым Подольем. Однако в Вене идею не поддержали.
98 первых километров
Сапега решил действовать самостоятельно. В течение пяти лет — с 1841 по 1845 годы — он за свой счет открыл во Львове Кредитное общество, Галицкую сберегательную кассу, Техническую академию, Галицкое хозяйственное общество. Президентом этих частных организаций стал сам князь. Спустя еще несколько лет он основал в живописном селе Дубляны, что неподалеку от Львова, частную сельскохозяйственную школу (ныне Национальный аграрный университет, одно из старейших учебных заведений Галиции).
Не забывал он и об общественной деятельности. Так, в 1848 году Сапега подписал петицию к цесарю Фердинанду с требованием отменить все крестьянские повинности и объявить всех граждан страны равными перед законом. А чтобы подать пример, Сапега освободил всех своих крестьян — более 20 000 человек! — от повинностей. В том же году он стал инициатором создания Народной рады, а в следующем — одним из основателей «Народного дома» во Львове.
Но самый крупный проект, инициированный князем, — создание «Общества цесарско-королевской привилегированной железной дороги имени эрцгерцога Карла Людвига», которое в 1860 году получило концессию на строительство 98 км железнодорожного полотна от Перемышля до Львова. Князь стал руководителем этого проекта.
Спустя год, 4 ноября, в день рождения Карла Людвига, брата Франца Иосифа I, львовяне приветствовали прибытие первого поезда «Ярослав». Горожане быстро оценили преимущества нового вида транспорта: если раньше поездка в Вену на конном дилижансе растягивалась на четверо суток, то теперь в вагоне поезда добраться до столицы можно было всего за 14 часов. Кстати, современные железные дороги Украины ведут свою историю именно от этого детища Леона Сапеги.
Вторая железная дорога
Неудивительно, что когда в 1861 году был основан Краевой сейм королевства Галиции и Лодомерии, Сапегу не только избрали депутатом этого органа — он стал первым его главой. В ведении регионального парламента были вопросы экономики, образования, культуры. Сапеге удалось протолкнуть несколько проектов, сыгравших важную роль в жизни Галиции. Например, он добился, чтобы сейм проголосовал за украинизацию Академической гимназии во Львове, а также за предоставление субсидий для деятельности украинских организаций — общества «Просвіта» и театра «Руська бесіда».
Председательство в сейме Сапега совмещал с коммерческой деятельностью. В 1864 году приступил к реализации очередного транспортного проекта — основал «Общество Львовско-Черновицкой железной дороги» и стал его президентом. Новую магистраль Львов — Черновцы проложили через Станислав (нынешний Ивано-Франковск) и Коломыю, внеся свежую струю в экономическую жизнь этих небольших городов.
Строительство железной дороги завершилось спустя два года. И тут же разразился громкий скандал — дирекцию магистрали обвинили в финансовых злоупотреблениях. В зал судебных заседаний пришлось явиться и Сапеге. И хотя суд не нашел в его действиях ничего предосудительного, оскорбленный князь подал в отставку с поста главы сейма.
Однако император Франц Иосиф заявление об отставке не подписал. Сапега, оставшись на должности, с новой энергией взялся за реализацию железнодорожных инициатив. В частности, отправился в Лондон с намерением привлечь внимание британских финансистов к дороге Львов — Черновцы. Она, продолжаясь уже на территории Российской империи, достигла Одессы. Идея Сапеги заключалась в том, чтобы продлить рельсы до Константинополя и Багдада, а далее — до Индии, бывшей тогда британской колонией.
Замминистра торговли Эмерсон Тенет, выслушав львовянина, вначале от души рассмеялся, но потом задумался и попросил обосновать идею. Сапега подошел к огромному глобусу, стоявшему в кабинете британца, и протянул нитку от Лондона до Бомбея — оказалось, что кратчайший путь проходит через Краков, Львов, Черновцы и Варну. Путь из Лондона в Бомбей займет всего неделю. После двухчасового разговора замминистра сказал, что аргументация гостя убедительна, и что он должен рассказать о предложении министру торговли. Через несколько дней знакомый член парламента рассказал Сапеге, что беседовал с министром торговли — тот в восторге от проекта трансконтинентальной магистрали от Ла-Манша до Индийского океана.
Трижды спикер
Однако на том дело и заглохло. Вначале обострилась политическая ситуация в Европе, особенно в Италии, и обсуждение проекта решили отложить. Затем оказалось, что Российская империя, имевшая собственные виды на Ближний Восток и Южную Азию, не горит желанием облегчать британцам путь в Индию. Вопрос вновь сняли с повестки дня. Ну а финальную точку поставила «черная пятница» 9 мая 1873 года, обвалившая Венскую биржу. Следствием стала длительная депрессия в экономике Австро-Венгрии, и разговор об инвестициях в глобальный проект потерял всякий смысл.
Леон Сапега был популярным в Галиции общественным деятелем. На вторых выборах в сейм в 1867 году он был избран депутатом и вновь возглавил парламент региона. Голоса избирателей Сапега получил и на следующих выборах, в 1870 году, в третий раз возглавив сейм. Но его политические оппоненты не дремали. В 1875 году в Вене отыскали его заявление об отставке шестилетней давности и убедили императора подписать его.
Обиженный Сапега оставил Львов и уединился в своем имении Красичин. Занялся сочинением мемуаров. Он очень страдал от депрессии, в результате чего скончался 1 сентября 1878 года. Спустя восемь лет львовяне в знак благодарности переименовали часть улицы Новый Свет в улицу князя Леона Сапеги. Название продержалось до декабря 1944‑го, после чего улице присвоили имя Сталина, никогда во Львове не бывавшего. Ныне это улица Степана Бандеры. А вот дворец Леона Сапеги во Львове сохранился — его можно увидеть на улице Коперника, дом № 38.