На фоне восстановления рынка труда в развивающихся странах (см. материал на стр. 08) безработица в странах еврозоны продолжает расти и в апреле достигла 12,2 % — максимума с момента введения единой валюты в 1999 г. Кроме того, уровень безработицы в странах Евросоюза в апреле поднялся до 11 %, что является наивысшим показателем со времени образования ЕС в 1993 г. При этом, если с начала кризиса в 2008 г. количество незанятого населения в зоне евро увеличилось на 4,5 п.п. (до 12,2 %), то в ЕС — лишь на 3,9 п.п. (до 11 %). Такие данные обнародовала 31 мая статистическая служба Европейского союза (Eurostat).
Немаловажно и то, что в странах ЕС, которые не входят в еврозону, не имеют работы лишь 8,8 % населения. Например, в Дании, которая не намерена менять крону на евро, этот показатель равен всего 7 %, а в Великобритании — 7,7 %.
Начальник отдела анализа и исследований Райффайзен Банка Аваль Дмитрий Сологуб полагает, что наблюдаемая связь между монетарной системой и уровнем безработицы хотя и не очевидна, но присутствует.
«Страны, ограниченные монетарным режимом, имеют меньше возможностей для стимулирования своей экономики. Доступные им инструменты вроде структурных изменений, реформ рынка труда или сокращения расходов помогают лишь в долгосрочной перспективе. А вот инструмент девальвации для них недоступен. В то же время страны, не входящие в еврозону, монетарное стимулирование применяют достаточно активно: например, польский злотый за последние несколько лет девальвировал по отношению к евро на 20 %. Впрочем, при рассмотрении проблем еврозоны следует учитывать негативное влияние таких стран, как Испания, Португалия, Италия и Греция. В сердце еврозоны — Австрии и Германии — ситуация совершенно иная», — отмечает эксперт.
И действительно, в апреле самый низкий уровень безработицы не только среди стран еврозоны, но и всего ЕС, зарегистрирован в Австрии (4,9 %), Германии (5,4 %) и Люксембурге (5,6 %). А самый высокий — в Греции (по последним данным за февраль 2013 г. — 27 %), Испании (26,8 %) и Португалии (17,8 %).
Несмотря на различия между странами еврозоны, которые отражаются не только в экономических показателях, но и в уровне еврооптимизма, Дмитрий Сологуб считает, что евровалюта уже прошла низшую точку кризиса и в ближайшее время ее существованию ничего не угрожает. Если, конечно, не считать угрозой армию безработных, которая только за апрель выросла на 0,1 млн человек — до 19,4 млн, а за последний год — на 1,6 млн.