Большая часть кредитных союзов (КС) Крыма перестанет существовать до конца года. Об этом «Капиталу» сообщил председатель правления объединения КС «Программа защиты вкладов» Иван Вишневский. «Согласно вступившему в силу 2 апреля российскому закону («Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период». — «Капитал») кредитные союзы должны до 1 января 2015 г. вступить в саморегулируемую организацию (СРО) кредитных потребительских кооперативов. То есть крымским союзам нужно ликвидироваться, чтобы открыться уже в виде кооперативов», — предполагает Вишневский.
Трудности перевода
По данным Нацкомфинуслуг, в 2013 г. в Крыму было зарегистрировано 24 кредитных союза и 9 их обособленных подразделений со всеукраинским статусом. Кроме того, в Севастополе работает 17 союзов и 2 подразделения. В Нацкомфинуслуг на момент сдачи статьи не ответили, как они планируют регулировать деятельность крымских структур. Пока нет четких ответов и у общественных организаций. «Наши юристы активно работают над вопросами, возникающими у кредитных союзов на материковой Украине в связи с последними законодательными инициативами правительства страны. Поэтому мы не можем подготовить комментарий по российскому законодательству», — ответили в пресс-службе Всеукраинской ассоциации кредитных союзов.
Иван Вишневский признается: вопросов больше, чем ответов. «Если перспективу союзов еще можно как‑то оценить, то будущее их подразделений туманно. Их нужно либо закрывать, либо регистрировать как самостоятельные структуры», — отметил эксперт. «Основной риск в данном случае — юридический. Ведь российское и украинское законодательство, регулирующее деятельность кредитной кооперации, не совпадает», — вторит коллеге бывший регулятор украинского рынка КС Олег Швец.
Согласно российскому законодательству, аналог кредитных союзов в РФ — кредитные потребкооперативы (КПК). У соседей также отсутствует понятие «депозиты» — российские КПК могут привлекать только «личные сбережения граждан». «При трансформации в КПК союзы могут растерять вкладчиков, которые привыкли оформлять в КС депозитные договоры и к «сбережениям» отнесутся с опаской», — прогнозирует Вишневский.
Российские кооперативы в отличие от украинских союзов являются плательщиками налогов на общих основаниях, к тому же они обязаны вступать в СРО. Собеседник издания предупреждает: «Все это, а также разница в учетных системах, программном обеспечении, системе налогообложения и оплате за повышение квалификации участников рынка ляжет тяжелой финансовой ношей на крымские союзы и может привести к проблемам».
Российское послабление
Руководители крымских кредитных союзов более оптимистичны. «Переходный период позволит нам изучить особенности работы кредитной кооперации в России и подготовить необходимые документы для перерегистрации союза», — сообщил руководитель севастопольского КС «Одиссей» Андрей Сарапулов, добавив, что с 1 апреля его организация использует две валюты — гривню и рубли, а до конца II квартала полностью перейдет в рублевую зону. «Было трудно создать механизм пересчета кредитов, паев и депозитов с гривни на рубли так, чтобы никто не потерял в доходности. По некоторым кредитам у нас уже началось погашение в рублях», — говорит собеседник. Но принимать вклады от населения, по его словам, союз пока прекратил, «так как многие хотели вложить гривни, чтобы их по выгодному курсу перевели в рубли». Эксперт считает, что работать по российскому законодательству крымским союзам будет проще, так как в России требования к платежеспособности участников рынка кредитной кооперации мягче, чем в Украине. Например, если украинские кредитные союзы должны резервировать 15 % от депозитного портфеля, то российским КПК достаточно и 8 %. «В России действительно требования к работе кредитной кооперации не такие жесткие, как в Украине. — отмечает Олег Швец. — Но там и скандалы с обманутыми вкладчиками этих структур происходят более резонансные, чем в нашей стране».