К выставке «Анри Матисс: Вырезанное из бумаги», которая откроется в лондонской галерее Tate Modern 17 апреля, директор галереи и один из кураторов проекта Николас Серота шел много лет. Впервые аппликации Матисса он увидел почти полвека назад, на большой ретроспективной выставке художника в Лондоне, и с тех пор не переставал восхищаться этой частью творчества французского мастера.
Анри Матисс начинал в качестве импрессиониста, однако прославился в начале ХХ века как изобретатель фовизма — живописной манеры, в которой доминируют яркие цветовые пятна, а изображение чаще всего выглядит плоским и выполнено в духе примитивизма. Именно в таком стиле выдержаны самые известные полотна Матисса — «Танец» и «Музыка» (оба созданы в 1910 году). При этом художник увлекался декоративным мусульманским искусством и постоянно искал способ совместить графичность арабских орнаментов с красочной живописью. Выходом стала аппликация. В конце 1930‑х Матисс начал использовать коллажи, собранные из кусков цветной бумаги, в качестве эскизов для крупных живописных полотен. В 1941 году состояние здоровья художника резко ухудшилось, ему пришлось сократить количество времени, проводимого за мольбертом, и в итоге Матисс полностью переключился на аппликацию. Этот вид искусства позволил художнику, к тому времени уже звезде международного уровня, продолжить изучение природы цвета и одновременно заняться декоративной графикой, к которой он всегда тяготел. Сочетание колоризма, присущего Матиссу, схематичности изображения, а также размеров работ — некоторые аппликации настолько масштабны, что занимают целую стену, — делает бумажные работы французского классика уникальным явлением в истории мирового искусства.
Поначалу поздние аппликации Матисса ценились меньше, чем его зрелая живопись. Впервые несколько из них были выставлены в начале 1950‑х в Париже, и публика посчитала эти работы прихотью пожилого чудака. А первая крупная экспозиция, посвященная аппликациям Матисса, состоялась в Нью-Йорке в 1961 году, через семь лет после смерти автора. Со временем работы из цветной бумаги осели в музеях и частных собраниях и стали редкостью, а большая нью-йоркская выставка долгие годы оставалась единственной. Николас Серота из Tate решил исправить ситуацию и организовал еще более масштабную экспозицию, чем была первая.
Для выставки в Лондоне Серота собрал 120 аппликаций Матисса, выполненных им с 1936 года, когда художник только увлекся этим видом искусства, до 1954-го — он вырезал из бумаги и клеил до самой смерти. Среди представленных в экспозиции произведений — «Улитка», попавшая в коллекцию Tate в 1962 году, «Воспоминания об Океании» из нью-йоркского МоМА и «Большая композиция с масками» из вашингтонской Национальной галереи искусств. Эти работы Матисс создал в 1953 году как триптих, но вместе они ранее не выставлялись. Также впервые организаторы объединят на одной выставке максимальное количество работ из серии «Голубые обнаженные». Кроме того, впервые за пределами Франции будет показан сборник «Джаз» — книга иллюстраций из 20 листов, созданная в 1947 году. Серота, известный сдержанностью в оценках своих работ, уже назвал экспозицию «Анри Матисс: Вырезанное из бумаги» «выпадающей раз в жизни возможностью» — и организовать такой проект, и увидеть столько аппликаций французского художника в одном музее. Выставка продлится до 7 сентября, а затем отправится в Нью-Йорк.
Главные выставки апреля
«The First Georgians:
Art and Monarchy 1714‑1760»
Букингемский дворец, Лондон
11 апреля — 12 октября
В 1714 г. британский престол занял король Георг І — первый монарх из немецкой Ганноверской династии. Затем Великобританией правили еще три Георга, и этот период получил название Георгианского. В Лондоне отмечают 300‑летие начала эпохи, за время которой страна превратилась в самое либеральное, экономически развитое государство мира. В экспозицию вошли более 300 произведений, созданных при первых двух Георгах.
«Art is Therapy»
Rijksmuseum, Амстердам
25 апреля — 7 сентября
Британские философы и писатели Ален де Боттон и Джон Армстронг недавно выпустили книгу «Искусство — это терапия» о том, как произведения искусства умеют положительно влиять на зрителей. И теперь по мотивам этой книги открывают выставку. В нее вошли произведения, описанные в книге, — полотна, созданные в 1485‑1800 гг., современная графика, выпущенная музеем Rijksmuseum, а также редкие фотографии XIX века, известные как дагеротипы.
«Мир Тулуз-Лотрека»
Szepmuveszeti, Будапешт
30 апреля — 25 августа
В Музее искусства Будапешта масштабной выставкой отмечают 150‑летие со дня рождения французского художника Анри де Тулуз-Лотрека. В экспозицию войдут работы из коллекции музея и из частных собраний, в том числе 200 литографий, десяток больших плакатов и книжные иллюстрации. Произведения объединены в тематические группы — чем увлекался и с кем общался художник. Кроме того, выставку дополняют архивные фотографии и музыкальные произведения.