Идея трилогии «Русская канарейка» появилась у Дины Рубиной почти случайно. Однажды писательнице, которая живет в Израиле и при этом остается одним из самых успешных русскоязычных авторов современности, в руки попала обстоятельная брошюра о русской канарейке. И вместо того, чтобы завести птичку дома, писательница, страдающая аллергией на пернатых, начала новую книгу.
Ее сюжет так же нетривиален, как и история появления на свет идеи. Главный герой — оперный контратенор. А заодно — работающий под прикрытием разведчик, который обладает талантом убедительно изображать женщин — и на сцене, и в жизни. Второй центральный персонаж — глухая девушка-фотограф, не терпящая оседлой жизни. Он родился в Одессе, она — где‑то в Казахстане, но истории их семей оказываются связанными между собой благодаря кенарю по прозвищу Желтухин. Да и сами герои то и дело встречаются — то в Вене, то в Таиланде. Действие всей трилогии «Русская канарейка» охватывает временной отрезок от конца XIX века до наших дней. Эпопея превращается то в шпионский триллер, то в психологическую драму, то в мистический триллер.
Впрочем, первый том — «Желтухин» — это скорее семейная сага, в которой Рубина во всех подробностях излагает истории предков и родственников главных героев. Иногда эти подробности кажутся лишними — писательница, к примеру, не может удержаться от того, чтобы детально разъяснить специфику игры на кларнете (на этом музыкальном инструменте играет главный герой) или тонкости воспитания певчих кенарей (эти птицы хоть и играют важную роль в сюжете, но от подробного пересказа брошюры для орнитологов можно было бы воздержаться). Кроме действительно важных персонажей, а их счет в книге идет на десятки, в повествование попали еще и многочисленные действующие лица, особо не влияющие на развития сюжета, зато добавляющие книге колорита.
Собственно, колорит — это то, за что поклонники особенно ценят Рубину. Сочный говор жителей Одессы начала и середины ХХ века, экзотический быт казахской глубинки, богемная атмосфера художественной и театральной тусовок — все это автор передает так достоверно, что читатель полностью погружается то в одну, то в другую чуждую ему среду. За этот колорит можно простить избыточную детальность, тем более что многословность у Рубиной — вовсе не признак графомании. Хоть большинство ее художественных романов, в том числе и «Желтухин», и похожи на мыльные оперы, но от хорошего вкуса, изящного стиля изложения и мастерски закрученного сюжета писательница никогда не отступает.
Обстоятельно, на пяти сотнях страниц, которые читаются на одном дыхании, представив главных героев и рассказав об их детстве, писательница заодно подготовила читателя к предстоящим остросюжетным интригам. Правда, на них в первом романе трилогии даются лишь намеки — вскользь брошенные фразы и вставленные то тут, то там отрывки текста, переносящие рассказ в будущее. Во что они выльются, можно будет узнать совсем скоро. Вторая часть трилогии — роман «Голос» — уже написана и вот-вот появится в отечественных магазинах, а финальную книгу Рубина обещает выпустить нынешней осенью.