Вчера во дворце Лоредан на площади Сан-Стефано в Венеции состоялось открытие украинского национального павильона, омраченное, увы, этническими песнями и плясками, в своей безыскусной подаче мало вяжущимися с современным искусством. Между тем Украина в этом году представила интересный, актуальный проект под названием «Памятник памятнику», включающий работы трех ведущих молодых украинских художников — Жанны Кадыровой, Николая Ридного и Гамлета Зиньковского. Кураторы проекта — Александр Соловьев и Виктория Бурлака.
Экспозиция украинского павильона заняла три зала на первом этаже дворца Лоредан. В центре — «Памятник» Жанны Кадыровой, видеоинсталляция, которую сама автор называет документацией жизни скульптуры в городской среде. Художница, скульптор и активный член арт-группы Р. Э. П., Кадырова по праву считается одной из лучших молодых украинских художниц. В 2009 г. для резиденции в Шаргороде она создала скульптуру «Памятник новому памятнику». Для Венецианской биеннале изваяние сняли четырьмя камерами с разных ракурсов, после чего сделали голограмму, ставшую основой для «Памятника».
Николай Ридный представил в Венеции проект «Монумент» — видеофиксацию сноса советского памятника в Харькове — и еще три видеоработы. Гамлет Зиньковский привез на биеннале работу «С собой» — рисунки шариковой ручкой — и инсталляцию «Книга людей» — множество микропортретов внутри спичечных коробков, боковые стенки которых служат рисункам «рамами».
Куратор украинского павильона Александр Соловьев отмечает: «Название украинского проекта в Венеции подсказано произведением Жанны Кадыровой, у которой однажды возникла идея «завуалированного» памятника — памятника кому и чему угодно, чистой исторической потенциальности. Памятник есть концентрированное, материальное воплощение исторической и культурной памяти. Отношение к ней в украинском обществе неоднозначное, вплоть до прямой «войны памятников». Манипуляции с историей, ее бесконечное «переписывание» убивают ощущение реальности как происходившего когда‑то, так и происходящего сегодня».
Тема украинского проекта прекрасно соответствует центральной теме 55‑й биеннале — «Энциклопедический дворец».
Она отсылает зрителя к работе итальяно-американского художника Марино Аурити, создавшего в 1950‑х проект своего «Энциклопедического дворца» — воображаемого музея, который смог бы вобрать в себя все накопленные человечеством знания. Разумеется, такой проект не мог быть реализован на практике, но его идея послужила отправной точкой для создания концепции 55‑й Венецианской биеннале и темой ее основного проекта. Напомним, от Украины к участию в нем был приглашен только один художник — одессит Сергей Зарва.
Среди других национальных павильонов в Венеции фаворитами уже называют японский, большинство работ которого посвящены катастрофе на Фукусиме, французский — в первую очередь благодаря представленной в нем работе китайца Ай Вэйвэя, и британский. Также одним из самых концептуальных на биеннале стал проект российского павильона под кураторством Ольги Свибловой.