Вчера, 17 апреля, закончился срок, отведенный украинским банкам, чтобы определиться с будущим своих отделений в Крыму. Центральный банк России требовал от финучреждений с лицензией Нацбанка Украины официально подтвердить согласие / несогласие обслуживать крымских клиентов до 1 января 2015 г. Таким образом, дальнейшая работа на полуострове для украинских финучреждений стала невозможной из‑за вступления в силу российских законов, исполнение которых стало бы нарушением законодательства Украины. Теперь обслуживать крымчан должны российские финучреждения. Однако они не спешат приходить на полуостров.
Коллективная солидарность
Еще накануне завершения срока сбора заявок украинские банки отрапортовали о массовом исходе из Крыма. На момент сдачи номера было около полутора десятков подтверждений этого решения. Посредством своих пресс-служб финструктуры дали примерно одинаковые объяснения: работая в рамках украинского законодательства, они не имеют правовых оснований предоставлять услуги в Крыму. Банки, заявившие об уходе из Крыма, тем не менее готовы выполнять свои обязательства перед клиентами. Но для этого крымчанам, ранее обслуживающимся в украинских финучреждениях, придется обращаться в их отделения в других регионах Украины. Впрочем российская сторона уже поспешила заявить о начале выплат компенсаций вкладчикам банков, покидающих полуостров. Заместитель гендиректора российской госкорпорации по страхованию вкладов «Фонд защиты вкладчиков» Андрей Мельников сообщил, что выплаты начнутся после 17 апреля, как только будет окончательно понятно, какие из банков остались. Фонд будет выплачивать до 700 тыс. руб. (225,8 тыс. грн при нынешнем курсе). Также фонд уполномочен судиться с украинскими банками и требовать от них погашения обязательств перед крымчанами: организация будет выкупать права требований у вкладчиков финучреждений. В Крыму, по словам Мельникова, уже якобы открыто 52 отделения фонда, но места их расположения пока не афишируются, чтобы не создавать преждевременного ажиотажа.
Фактор санкций
Российские финучреждения, желающие работать в Крыму, должны были оповестить об этом Банк России. По состоянию на вечер 17 апреля на его официальном сайте была размещена соответствующая заявка лишь одного финучреждения — московского Джаст Банка. За последний месяц об открытии отделений в Крыму заявляли еще несколько мелких российских финучреждений. К примеру, 4 апреля в Севастополе открылось отделение Генбанка, занимающего 309-е место среди российских банков по объему активов. По сути, Генбанк стал первым российским финучреждением, пришедшим в Крым, хотя его заявки на сайте Банка России нет. Об интересе к Крыму заявлял и Российский национальный коммерческий банк (РНКБ) — бывшая «дочка» Банка Москвы, которая планировала выкупить в Крыму сеть отделений Ощадбанка (290 точек). Однако в Ощадбанке «Капиталу» не подтвердили факт ведения таких переговоров.
В то же время крупные банки России пока воздерживаются не только от действий, но и от каких‑либо заявлений относительно возможного открытия отделений в Крыму. Такое поведение аналитики связывают с возможными санкциями со стороны западных стран и международных финансовых организаций. Как заявил член президиума Экономического совета при президенте России Алексей Кудрин, экономические последствия санкций для российских финансовых структур будут выражаться прежде всего в закрытии программ по кредитованию бизнеса со стороны западных организаций. Также банки, пожелавшие работать в Крыму, могут столкнуться с трудностями в получении фондирования на Западе что, как следствие, приведет к снижению кредитных рейтингов этих финучреждений.