Почти два месяца потребовалось парламентскому комитету по вопросам бюджета, чтобы внести изменения в проект постановления об основных направлениях бюджетной политики на 2014 г., который правительство утвердило еще 27 марта.
Вчера комитет внес его на рассмотрение в парламент. Самым неожиданным новшеством в документе стало увеличение государственной поддержки регионам более чем в три раза. На госфонд регионального развития документ предусматривает не менее 1 % от прогнозного объема доходов общего фонда госбюджета, то есть не менее 3,1 млрд грн.
Тогда как в госбюджете-2013 на эти цели предполагалось выделить 987 млн грн. За счет каких средств Кабмин будет наращивать финансирование регионального фонда втрое, депутаты не уточнили. Впрочем, усиление поддержки регионов — не единственное новшество, появившееся в бюджетной резолюции за два месяца нахождения в профильном комитете.
Особенно из числа тех, что касаются регионов. Так, народные депутаты конкретизировали направления налоговой политики за счет пунктов о внедрении в следующем году налога на роскошь, пересмотра ставок туристического сбора и расширения базы обложения налогом на недвижимость.
В частности, последние две меры требуются для того, чтоб укрепить «финансовую основу местных бюджетов». Также Кабмин планирует развивать рынок ценных бумаг, выпущенных местными органами власти. Ранее Министерство финансов уже заявляло, что разрабатывает новый механизм предоставления госгарантий по ценным бумагам городов, который приравняет муниципальные облигации к облигациям внутреннего государственного займа. В обмен парламентарии предлагают регионам погасить в течение следующего года задолженность по разнице в тарифах ЖКХ на тепловую энергию и услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу.
Кроме того, депутаты дополнили бюджетную резолюцию положениями о приватизации. Во-первых, они последовали советам Международного валютного фонда, который настаивал на том, что Украине не нужно такое количество государственных финучреждений, как сейчас, и внесли в документ пункт о продаже акций рекапитализированных государством банков. Средства от их продажи предлагается направить на досрочное погашение государственного долга. Во-вторых, парламентарии настаивают на усовершенствовании работы органов исполнительной власти в подготовке к продаже акций акционерных обществ и госпредприятий, подлежащих приватизации.
Согласно резолюции, в следующем году Кабмин намерен заняться также решением вечных проблем — компенсацией гражданам потерь от обесцененных вкладов в Сбербанке СССР, своевременным возмещением налога на добавленную стоимость, повышением соцстандартов и исправной выплатой зарплаты бюджетникам.
Опрошенные «Капиталом» эксперты называют эти намерения декларативными. «Все эти обещания мы слышим каждый год. Бюджет следующего года будет предвыборным, и увеличение его социальной составляющий вполне соответствует перспективе выборов», — отметила старший экономист ИК Dragon Capital Елена Белан.
Вопреки прогнозам международных экспертов, правительство и парламентарии сохранили оптимистичный прогноз развития отечественной экономики. Согласно резолюции, рост реального ВВП в 2014 г. составит 3 %, потребительская инфляция — 8,3 % декабрь к декабрю, инфляция производителей — 8,6 %, уровень безработицы — 7,1‑7,4 %. В то же время исходя из апрельских прогнозов МВФ, рост украинской экономики в следующем году достигнет 2,8 %, потребинфляция на конец года — 4,7 %, а безработица превысит запланированный Кабмином показатель, достигнув 7,9 %. Этот традиционный избыточный оптимизм в прогнозах может помешать правительству обеспечить как 3 %-й дефицит государственного бюджета, так и удержать госдолг на уровне не более 31 % ВВП, как заложено в бюджетной резолюции.
Как объясняет исполнительный директор «CASE Украина» Дмитрий Боярчук, если в своих прогнозах прав окажется МВФ, а не Кабмин, правительство столкнется с недофинансированием бюджета. Соответственно, бюджетный дефицит не впишется в установленные рамки, и правительство вынуждено будет привлекать новые долги. Но в целом власти вполне могут удержать госдолг на запланированном уровне, если только не произойдет каких‑либо форс-мажоров, например, необходимости докапитализировать банки.
Интересно, что Министерство экономического развития и торговли, ответственное за подготовку экономических прогнозов, подавало в Кабмин и альтернативный, более пессимистический сценарий, рассчитанный на более слабый экономический рост в 2013 г. Он предусматривал экономический рост также в 3 %, но более низкую инфляцию — 4,4 % для потребителей и 4,8 % у производителей. Но Кабмин пренебрег этим сценарием, близким к прогнозам МВФ, вероятно, чтобы увеличить доходную часть бюджета, наполнение которой напрямую зависит от состояния экономики. «Более высокая инфляция позволяет увеличить номинальный ВВП, а вместе с ним и план по доходам бюджета», — резюмировал Дмитрий Боярчук.