Фінанси

страхование

Агентам больше, чем клиентам. В прошлом году расходы страховщиков на ведение дел выросли на треть

В прошлом году расходы страховщиков на ведение дел выросли на треть
Хотя по закону агентское вознаграждение по ОСАГО не может превышать 20 %, есть страховщики, которые платят агентам до 50 % комиссионных
Фото: Алексей Солодунов

Страховщики потратили на себя (так называемые аквизиционные расходы. — «Капитал») в прошлом году почти на треть больше, чем в 2012-м — 3,9 млрд грн. А вот их выплаты клиентам снизились по сравнению с позапрошлым годом на 15 % — до 4,6 млрд грн. Такие данные привел заместитель председателя совета Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Александр Залетов.

«Еще немного, и расходы на ведение дел страховыми компаниями сравняются с их выплатами», — отмечает он.

Дорогая агентура

Аквизиционные расходы страховщиков включают в себя в основном расходы на ведение дел в центральном офисе и отделениях, а также — агентское вознаграждение.

«Но наибольшую долю в таких расходах обычно занимает агентское вознаграждение», — признается директор страхового общества «Доминанта» Алексей Румянцев.

Увеличение комиссионных агентам, по мнению Александра Залетова, как раз и повлияло на показатели небывалой щедрости страховщиков в прошлом году.

Комиссионные, в свою очередь, увеличились потому, что страховщики стали больше демпинговать и недобросовестно конкурировать друг с другом, предлагая посредникам высокие проценты за привлечение клиентов. «И хотя по закону агентское вознаграждение по ОСАГО не может превышать 20 %, тем не менее весь рынок знает, что есть страховщики, которые платят агентам и 40‑50 % комиссионных. При этом официально они относят разницу на другие статьи затрат. Например, на консультационные расходы, фонд оплаты труда или маркетинговые расходы. И так происходит не только в ОСАГО, но и в других видах страхования», — уверен генеральный директор СК «Allianz Украина» Гарри Андреасян. По словам Александра Залетова, комиссионные по каско уже достигают 35‑40 %, а по имущественным и обязательным видам страхования — 80 % и даже 95 %.

Низкоубыточный бизнес

Вторая причина роста расходов, по мнению экспертов, заключается в изменении структуры страхового рынка. В прошлом году убыточные виды страхования — каско и добровольное медстрахование — практически не росли, а низкоубыточные — наоборот. Например, такие как страхование покупок в торговых сетях. Средний уровень выплат здесь не превышает 10 %, а комиссионные достигают 80‑90 %. «Этот вид — главный драйвер роста комиссионных, — уверен президент Украинской ассоциации страхования Андрей Перетяжко. — Только за минувший год объемы страхования в торговых сетях выросли на 50 %».

При этом уровень выплат у лидеров рынка страхования покупок в торговых сетях — «Арсенал Страхование» и «Альфа Страхование» — не превысил 20 % при среднерыночном 30‑40 %. «Нельзя судить таким образом о выплатах и расходах компании, — отрицает предправления «Альфа Страхование» Яцек Мейзнер. — В нашей компании нет проблем с админрасходами. Они составляют всего 18,3 % по отношению к нетто-премиям. Это европейский показатель. Что касается страхования в торговых сетях, которое в нашем портфеле занимает всего лишь 25 %, то это более массовый вид страхования, чем каско или добровольное медстрахование. Поэтому соотношение выплат к премиям получается сравнительно низким».

35‑40 % достигают комиссионные по каско. По имущественным и обязательным видам страхования эта цифра в два раза больше

По мнению Яцека Мейзнера, больше всего платят комиссионных агентам не крупные игроки рынка, а небольшие недокапитализированные компании, которым хочется быстро пробиться в лидеры. «Чтобы увеличить свою долю на рынке за счет новых видов страхования, нужны капитализация и креативные идеи. Поэтому небольшие страховщики предпочитают увеличивать комиссионные страховым посредникам других СК, чтобы те переходили работать к ним», — говорит Мейзнер.

Бюро готовит оценку

В свою очередь Александр Залетов уверен, что ни одна компания, имея официальную возможность «спрятать» комиссию в другие статьи расходов, не признается в наращивании размеров комиссионных. Поэтому должен вмешаться регулятор. На прошлой неделе с похожим предложением к дирекции Моторного (транспортного) страхового бюро (МТСБУ) обратилось ряд его участников. «Они просят снизить влияние на рынок ОСАГО компаний с низкой капитализацией», — объяснила гендиректор МТСБУ Наталья Гудыма. По ее словам, уже разработан новый расчет оценки деятельности продавцов «автогражданки», который на этой неделе будет вынесен на рассмотрение комитета по тарифной политике МТСБУ. «Бюро предлагает в централизованной базе данных отслеживать ценовую политику страховщиков и, если увидим у кого‑то серьезные отклонения от среднерыночных цен по полисам ОСАГО — будем на это реагировать», — говорит Гудыма. Это, по ее словам, поможет снизить уровень демпинга и остановить рост агентских вознаграждений. Но только на рынке ОСАГО.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама