Фонд прямых инвестиций Euroventures Ukraine намерен продать 37 %-й пакет акций аптечной сети «Виталюкс», рассказал «Капиталу» анонимный источник на фармрынке. Инвестиционный менеджер Euroventures Ukraine Александр Чередайко не подтвердил и не опроверг эту информацию. Однако на странице Euroventures Ukraine указано, что фонд намерен выйти на этот актив в 2013‑2014 гг. В «Виталюксе» также не смогли прокомментировать ситуацию.
Аптечная сеть «Виталюкс», основанная в 2003 г., принадлежит компании Chalsen Trade, Ltd. В 2007 г. фонд прямых инвестиций Euroventures Ukraine Fund II, который был сформирован и управляется фондом Euroventures Ukraine, купил 37 % акций этой компании за $ 3,2 млн. По данным фонда, сеть состоит из 37 аптек в Киеве и 4 в регионах. По данным исследовательской компании SMD, доля «Виталюкса» на аптечном рынке Украины в IV кв. 2012 г. составляла 0,52 %.
«Виталюкс» — не единственная компания, которая выставлена на продажу. Специалист по стратегическому планированию проекта «Фармконсалтинг» Игорь Хмелевский на втором международном фармацевтическом форуме «Аптеки мира — 2013» заявил, что его проект сопровождает (консультирует) процесс поиска покупателя для пяти аптечных сетей с количеством точек от 10 до 17. Он отказался сообщить названия этих сетей.
По данным компании Proxima Research, рынок лекарственных средств в Украине в 2012 г. составил 31,6 млрд грн, из которых 27 млрд грн пришлось на розницу, а 4,6 млрд грн — на госпитальный сегмент (85 % и 15 % соответственно). При этом в последние годы отмечается сокращение торговых точек — если на начало 2010 г. их было около 24 тыс. шт., то на начало мая 2013 г. — немногим больше 20 тыс.
Аптечный бизнес становится
все менее привлекательным
«Аптечный рынок Украины не консолидирован, — говорит заместитель директора исследовательской компании SMD Евгений Живодерников. — Но есть тенденция к укрупнению сетей и объединению их под общими брендами. Правда, процесс движется медленно». По данным Игоря Хмелевского, если на 1 января 2011 г. топ-20 аптечных сетей принадлежало 16,8 % торговых точек, то на середину апреля 2013 г. — всего 17,5 %. По его словам, еще пять лет назад в Украине не было ни одной сети с долей рынка по объему продаж более 2 %, а сейчас таковых лишь три.
«Сейчас любую сеть можно купить. У всех сетей есть проблемы, и с ликвидностью, и с рентабельностью, поэтому все они готовы обсуждать любые варианты получения денег — через акционерный капитал, кредитование и все что угодно, но заинтересованных сторон нет, на рынке инвестора нет», — говорит другой анонимный источник, знакомый с ситуацией.
Игорь Хмелевский утверждает, что причиной медленной консолидации является дефицит средств у сетей, которые уже работают на рынке. При этом, по его словам, никто из иностранных стратегических инвесторов на заинтересован в покупке украинских аптечных сетей. Причиной такого поведения является низкая прибыльность этих сетей. «В условиях снижающегося потребительского спроса аптечные учреждения не имеют возможности повышать розничные наценки», — сказал на вышеупомянутом форуме директор Proxima Research Сергей Ищенко. По его данным, если в 2009 г. прибыльность этих учреждений составляла в среднем 31 %, то в 2013 г. — уже 22 %. Как следствие, по данным Игоря Хмелевского, рентабельность аптек в среднем составляет 2‑3 %.
Игорь Хмелевский прогнозирует, что консолидация рынка будет продолжаться, но по‑прежнему медленными темпами. «Понемногу будут сокращаться доли мелких сетей, а также коммунальных», — считает он. К консолидации аптек будут подталкивать рыночные факторы. По его данным, производители лекарств готовы предоставлять крупным сетям, от 50 точек, скидки на свои препараты в районе 5‑30 %, что позволяет таким сетям наращивать поток покупателей за счет снижения розничных цен. Он считает, что через два-три года сети из топ-5 в денежном выражении будут занимать около 20 % рынка против 11 % сейчас.