Министерство доходов и сборов (Миндоходов) зафиксировало рекордное увеличение налоговых поступлений от малого бизнеса. В январе-апреле предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения, заплатили более 2,2 млрд грн налогов. При этом, как отмечают в министерстве, 1,7 млрд грн поступило от физических лиц, которые платят налоги по упрощенной схеме. Эти поступления выросли в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда предприниматели заплатили 871 млн грн. В то же время упрощенцы-юрлица за четыре месяца текущего года перечислили 545,5 млн грн, что на 54 % превысило показатели за январь-апрель 2012 г.
Причины роста
В Миндоходов такую статистику объясняют отчасти увеличением количества предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения. На начало апреля ее использовали почти 1,2 млн физических лиц — предпринимателей и более 153 тыс. юридических лиц. Только за три месяца количество упрощенцев выросло на 12 %. Заместитель председателя парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Верховной Рады Оксана Продан (УДАР) рассказала «Капиталу», что с начала прошлого года, когда вступили в силу новые правила применения упрощенной системы, далеко не все предприниматели понимали, к какой из групп налогоплательщиков они относятся. К тому же, по словам нардепа, многие бизнесмены, избравшие 3-ю и 4-ю группы, опасались работать с плательщиками налога на прибыль, ожидая повторения ситуации 2011 г., когда бизнесу, применяющему общую систему налогообложения, ограничили работу с упрощенцами.
Однако в этом году многие предприниматели работают и в 3-й, и в 4-й группе, к тому же появились 5-я и 6-я категории, в которых, как и в предыдущих двух, платят фиксированный налог с оборота, объясняет Продан. Поступления в бюджет в 2013 г. от единого налога выросли по сравнению с прошлогодними именно за счет единого налога с оборота. Другими словами, стало больше упрощенцев, которые платят налог с оборота по фиксированным ставкам в зависимости от группы. «Налогов можно собрать больше, когда юрлицо работает на упрощенной системе», — говорит Оксана Продан.
Соглашается с ней и член Союза аудиторов Татьяна Зацерковная. В беседе с «Капиталом» она подчеркнула, что с появлением новых категорий в упрощенной системе многие предприятия получили возможность перейти на нее с общей системы налогообложения. «Увеличение доходов в госбюджет за счет упрощенцев говорит о том, что малый бизнес хочет работать на этой системе — она для него понятна и удобна», — отметила Зацерковная.
Советы и рекомендации
Впрочем, Международный валютный фонд не разделяет оптимизма украинцев. В марте эксперты департамента фонда по бюджетным вопросам по просьбе министра доходов и сборов Александра Клименко и министра финансов Юрия Колобова разработали технические рекомендации (имеются в распоряжении «Капитала»), которыми среди прочего предлагается реформировать действующую в Украине упрощенную систему налогообложения путем ликвидации трех категорий — 4-й, 5-й и 6-й. В докладе говорится, что украинская упрощенная система налогообложения имеет очень широкий диапазон и низкую среднюю налоговую ставку. В связи с этим аналитики МВФ советуют «уменьшить диапазон применения упрощенной системы для 2-й и 3-й групп, а также увеличить налоговую нагрузку на 1-ю и 2-ю».
Хотя предложения фонда носят исключительно рекомендательный характер, украинские эксперты не согласны с его выводами. «Не понимаю, почему в МВФ так невзлюбили нашу «упрощенку». К примеру, 5-ю и 6-ю группы вводили после жесточайшего анализа группой аналитиков, которые доказали, что юридические лица, работающие на упрощенной системе, платят намного больше налогов, чем на общей», — недоумевает президент Союза налоговых консультантов Украины Леонид Рубаненко. При этом он считает, что в правительстве вряд ли прислушаются к советам МВФ, по крайней мере в ближайшие несколько лет. «В данный момент вместе с Миндоходов мы работаем над изменениями в Налоговый кодекс, и вопрос пересмотра «упрощенки» не стоит. Если бы правительство реально хотело ее изменить, то не вложили бы это мнение в уста МВФ, а указали бы его в президентском плане реализации экономических реформ на 2013‑2014 гг.», — убежден Рубаненко.