Кабинет министров намерен ликвидировать Государственную службу по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. На сайте ведомства сообщается, что соответствующий проект постановления был получен на согласование. Вместо ликвидированной структуры, предполагается создать Госслужбу по вопросам развития и предпринимательства. Ее деятельность будет курировать напрямую министр экономического развития и торговли, тогда как сейчас работа Госпредпринимательства координируется Кабмином.
Причины ликвидации в проекте постановления не указаны. Но как объяснил «Капиталу» высокопоставленный источник в Минэкономразвития, причина такого решения — улучшить эффективность госполитики в сфере развития предпринимательства, подчинив госслужбу профильному министерству. Впрочем, опрошенные эксперты полагают, что намерения правительства продиктованы иными целями.
Повод для зачистки
Руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский считает такое решение в корне неверным и несвоевременным. По его мнению, перераспределение функций чревато дополнительными сложностями для бизнеса и сейчас вопрос о том, будут или нет регуляторные функции ведомства переданы Минэкономразвития — окончательно не решен. Равно как и вопрос о том, кто возглавит новую госслужбу. «Обсуждаются варианты Александры Кужель, которая ранее руководила ведомством, а сейчас возглавляет парламентский комитет по вопросам предпринимательства, регуляторной и антимонопольной политики. Называется также фамилия Зоряна Шкиряка, который в марте подал документы в Центризбирком на регистрацию кандидатом в президенты Украины, но 10 мая снял свою кандидатуру», — сообщил «Капиталу» источник в аппарате Кабмина.
Решение о ликвидации действующей госслужбы принято с одной целью: уволить одних людей и расставить других, более «удобных», переподчинить функции одного ведомства другому, полагает председатель комиссии УСПП по вопросам экономической политики Юлия Дроговоз. «Я против такого подхода. Никто не смотрит на то, что это решение парализует на время работу целого ведомства и общественного совета при нем. Никто не стал проводить ревизию деятельности госслужбы и разбираться в том, насколько эффективна или неэффективна ее работа», — отметила она в комментарии «Капиталу».
Не впервой
Госпредпринимательства — центральный орган исполнительной власти, который занимается подготовкой и согласованием нормативно-правовых актов государственной политики в сфере развития бизнеса, разрабатывает основные направления госполитики в сфере лицензирования. Ведомство также осуществляет надзор за лицензиатами и органами лицензирования, мониторит выполнение действующих программ поддержки бизнеса и участвует в разработке новых. Ликвидация Госпредпринимательства происходит не первый раз. С момента ее создания в 1991 г., ведомство уже упраздняли в 1995 г. с последующей реанимацией в 1997 г. В декабре 2010 г., когда госорган существовал в виде комитета, его опять ликвидировали в рамках админреформы. Позже Кабмин принял решение возобновить работу структуры уже в виде госслужбы. С декабря 2011 г. ее возглавляет Михаил Бродский. Причем идею Кабмина очередной раз реформировать ведомство он жестко раскритиковал. «С названия нового органа власти исчезает направление регуляторной политики, и какова судьба этих полномочий — пока неизвестно», — подчеркнул Бродский. Может произойти искусственное разрушение уже отработанного механизма внедрения госполитики в сфере хозяйственной деятельности.
Сам по себе процесс ликвидации, рассказал «Капиталу» замглавы Госпредпринимательства Олег Шейко, может занять несколько лет и потребует дополнительных средств из госбюджета. Физический процесс ликвидации ведомства начался 10 декабря 2010 г. «Как глава ликвидационной комиссии комитета могу сказать, что время и средства уходят на увольнение людей, выплату компенсаций и судебные разбирательства с сотрудниками, передачу имущества, ликвидацию территориальных отделений. Мы прошли уже все инстанции. Осталось только получить справку по итогам проверки налоговыми органами и закрыть архив», — подтвердил он, уточнив, что главный вопрос сейчас — это вопрос разделения полномочий между Минэкономразвития и Госпредпринимательства. «Например, если министерство выдает лицензии, то будет или нет оно участвовать в судебных разбирательствах по решениям экспертно-апелляционного совета при Госпредпринимательства? — указывает собеседник. — Нашим третейским судьей не может быть наш руководитель, и мы не сможем проверять правильность выдачи лицензии МЭРТ».