В период изменений в обществе наступает время, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не сложились. Эмиль Дюркгейм назвал такое состояние социума аномией. Поскольку нормы перестают эффективно регулировать поведение людей, происходит деморализация общества. По данным исследований Евгения Головахи, в 1990‑х в Украине появился феномен «аморального большинства». В журнале «Социология» (2003, № 2) между Головахой и Валерием Хмелько завязалась дискуссия, в которой последний ставил под сомнение не сам факт возникновения «аморального большинства», а то, когда именно это произошло.
Исследования КМИС 2012‑2013 гг. демонстрируют кризис доверия почти ко всем общественным институтам (кроме церкви и СМИ), включая парламент, президента, правительство, оппозицию, милицию и т. д. Кроме того, очень низким является уровень так называемого обобщенного доверия (к другим людям и незнакомцам). Это тормозит экономическое развитие, препятствует реформам, подрывает эффективность банковской системы и т. п.
Теоретически за 20 лет могли бы сформироваться новые нормы и ценности и утвердиться новая мораль. Но иногда появившиеся моральные нормы отнюдь не способствуют повышению уровня доверия. Одна из них — терпимость к обману и предательству.
Зачастую транслятор этих норм — политическая элита. Если в первые годы независимости еще вызывали удивление осеняющие себя крестом в храмах бывшие гонители церкви, то сейчас смена убеждений стала нормой. После победы Ющенко многие политики стали «оранжевыми», после победы Януковича — «бело-голубыми». Ярые сторонники украинского языка, получив высокую должность, на следующий же день выступают за русский как второй государственный. Борцы с режимом становятся министрами и борются уже за сохранение власти. Подписывают клятвы «перед господом богом и украинским народом» о верности оппозиционной партии, а попав в парламент, спешат пополнить ряды фракции партии власти.
Если бы кто‑то вел себя так в обычной жизни, мы бы не подали ему руки. Но эти люди появляются на телевидении, ведущие жмут им руку и улыбаются. Значит, все в порядке, ничего страшного, «дело житейское». Более того, измена, предательство, обман становятся «военной хитростью», доблестью.
Все это способствует инфляции понятия порядочности и усугубляет деморализацию общества. Действительно, если уж нет ничего ужасного в предательстве на государственном уровне, когда решается судьба страны, то бытовые проступки — обещал и не сделал, одолжил деньги и не вернул — это даже и не нарушения, а так, мелочи.