Обесценивание в І квартале национальной валюты на 37 % повлияло на результаты банков. Исходя из отчетности за квартал, переоценка валюты принесла банковской системе 2,3 млрд грн убытка. Как правило, финучреждения имеют короткую валютную позицию — обязательства в валюте (депозиты) превышают валютные активы (выданные кредиты). Поэтому когда гривня обесценивается, обязательства банков в гривневом эквиваленте растут динамичнее активов, что и приводит к балансовому убытку.
Ряду банков девальвация гривни принесла в І квартале положительный результат. Больше всего переоценка валюты принесла Надра Банку (1,2 млрд грн), Родовид Банку (526 млн грн) и Ощадбанку (515 млн грн). Прибыль от переоценки валюты получают финучреждения с длинной валютной позицией, то есть те, у которых валютные активы превышают пассивы, говорит директор образовательного центра аудиторской компании Baker Tilly Руслан Исмайлов. «Перед банками с крупными объемами активов и пассивов изменение курса всегда ставит вопрос о балансе этих величин. Большой разрыв делает банк менее устойчивым, — говорит член Всемирной ассоциации риск-профессионалов Вадим Березовик. — Если валютных активов в банке больше, то их необходимо фондировать, для чего ведется поиск источников получения ресурсов в иностранной валюте».
В случае Родовид Банка и Ощадбанка значимой разницы в объемах активов и пассивов в финотчетности нет. Хотя, как сообщил «Капиталу» первый заместитель председателя правления банка «Контракт» Павел Крапивин, финансовый отчет, составленный на конкретную дату, может и не зафиксировать изменения объемов валютных активов и пассивов, происходившие в течение всего подотчетного периода. А вот показатели Надра Банка на 1 апреля наглядно демонстрируют дисбаланс.
Валютные активы Надра Банка в полтора раза превышают пассивы в иностранной валюте. Так, валютные обязательства банка в гривневом эквиваленте по итогам I квартала составили 11,1 млрд грн, тогда как общий размер валютных активов достиг 17,6 млрд грн. Это больше половины (63 %) активов финучреждения. 11,2 млрд грн этих средств приходится на валютные кредиты физических лиц, выданные, очевидно, еще до введения запрета на розничное валютное кредитование. А данные стресс-тестирования, отображенные в отчете за 2013 г., указывают на преобладание в балансе финучреждения долларовых активов: при росте доллара США на 58 % прогнозируемое увеличение прибыли составило бы практически 2 млрд грн.
Для поддержки стабильности банковской системы НБУ контролирует валютные дисбалансы через норматив Л13. Однако не всем финучреждениям удается их соблюдать. Так, информация о превышении лимита длинной валютной позиции Надра Банком несколько раз появлялась в открытых источниках еще в 2013 г. В пресс-службе банка это вопрос не смогли прокомментировать.
Текущие отклонения показателей финучреждений от установленных нормативов эксперты склонны объяснять ситуацией на валютном рынке. «Сейчас в связи с колебаниями курса большинству банков сложно выполнять нормативы НБУ», — отмечает член наблюдательного совета Украинского кредитно-банковского союза (УКБС) Ярослав Колесник. В марте УКБС даже обратился к регулятору с предложением установить временный мораторий на применение к банкам мер воздействия и ограничений за превышение нормативов. Однако НБУ пока не поддержал эту инициативу, говорит Ярослав Колесник.
Чтобы уменьшить дисбаланс, Надра Банк активно привлекает долларовые депозиты. В 2012 г. ставки по валютным владам доходили до 11 % годовых, сегодня — 12 %. Это более чем в полтора раза превышает показатель украинского индекса ставок по депозитам физических лиц UIRD. «В долгосрочной перспективе банк действительно может получить эффект от управления валютной позицией через депозиты, — считает Крапивин. — Тогда как оперативные корректировки можно реализовать только через операции на межбанке».