В середине XIX века Крымский полуостров был охвачен войной — Российская империя пыталась остановить наступление англо-франко-турецких войск. Союзники высадились в Крыму, после того как Черноморский флот империи вошел в территориальные воды Турции, угрожая независимости этой страны. В боях под Севастополем получил тяжелое ранение 27‑летний подпоручик Василий Досекин. Его отправили в госпиталь, расположенный в Харькове.
Еще во время боевых действий подпоручик познакомился с фотографической техникой — ею пользовался корреспондент из Петербурга. Процесс изготовления снимков очаровал офицера. Выздоровев, Досекин вышел в отставку и решил заняться любимым делом. Возвращаться на полуостров не было необходимости — война к тому времени закончилась.
В Харькове работали всего четыре фотоателье. Три из них закрылись уже в период пребывания в городе ветерана Крымской войны. Причина заключалась в высокой стоимости снимков и низкой окупаемости фотографической деятельности.
Тем не менее отставной подпоручик открыл в ноябре 1857 года собственную фотомастерскую, арендовав для этого помещение во флигеле усадьбы купца Кирилла Кузина по Екатеринославской улице, 3. Над входом появилась вывеска «Фотография В. С. Досекина».
Василий Сергеевич сразу позаботился о доступности своих услуг. В частности, сделал ставку на небольшой формат фотографий — 5,5 х 8 см. Это существенно снизило их стоимость и сделало доступными не только состоятельной публике, но и людям со скромными доходами. Заведение начало пользоваться популярностью — у харьковчан вошло в моду фотографироваться в день семейного торжества, а то и просто ради любопытства.
Впрочем, не только дешевизной объяснялся быстрый успех Досекина. Его работы были талантливы. Журнал «Фотограф» отмечал в № 10 за 1864 год: «Работы г-на Досекина выходят из ряда обыкновенных, и было бы непростительно не заявить публично о таком художнике, который смело, без преувеличения, может соперничать с лучшими фотографами в Европе».
Новая ниша
В 1860‑е у Досекина появились конкуренты — в городе открылись фотоателье Иоганна Шмидта, Генриха Шеме и Юлиуса Бильдта. В ответ Василий Сергеевич начал осваивать новую нишу. В частности, взял фотоаппарат и отправился на улицы города. Снял первую серию видов Харькова — красивые дома, мосты, здание первого вокзала с прибывающим поездом, лавки возле Успенского собора, Николаевскую церковь и другие достопримечательности. Такие фотографии пользовались стабильным спросом — как у гостей Харькова, так и у самих горожан. Кроме того, виды города охотно приобретали издательства, выпускавшие адресные справочники и путеводители по городу. Со временем Досекин снял еще несколько подобных серий, став крупнейшим летописцем Харькова второй половины XIX века.
Возросшие доходы позволили Досекину перевести ателье в более просторное помещение по Екатеринославской, 6. Он также купил земельный участок напротив Дмитриевской церкви и построил там фотокопировальню, оснащенную самым современным оборудованием. Василий Сергеевич освоил новую технологию получения изображений, основанную на влажном коллодии: состав, получаемый растворением пироксилина в спирте, наносился на стеклянную пластинку, предназначенную для получения негативного изображения. Такой метод превосходил своей чувствительностью и быстродействием прежний процесс, требовавший доводки изображения ретушером. Снимки же Досекина, в отличие от работ других харьковских фотографов, отличались высоким качеством и естественностью. Они удостаивались почетных наград на многих фотовыставках.
Кирпичный завод
Досекин стал состоятельным человеком. Построил собственный двухэтажный дом, а также дачу на окраине города. А в начале 1873 года вместе с бывшим однополчанином — 33‑летним капитаном Аркадием Иониным — решил основать кирпичный завод.
В апреле возле Саржина Яра (тогдашний пригород, 1,6 км от Харькова) появились семь ангаров для просушки кирпича. После чего компаньоны подали губернатору прошение с просьбой разрешить строительство завода с печью системы Гофмана (кольцевая печь, в которой можно было обжигать кирпичи без перерывов на охлаждение для выемки готовой продукции. — «Капитал»). Губернатор удовлетворил просьбу. Вскоре завод был построен и начал работать.
В следующем году между совладельцами, видимо, произошел серьезный конфликт. По крайней мере, Ионин больше не значился среди владельцев завода. Досекин стал единоличным собственником и, несмотря на потомственное дворянство, был зачислен во 2‑ю купеческую гильдию (членство в одной из гильдий давало право на ведение бизнеса).
В 1875 году завод Досекина получил выгодный заказ на поставку кирпича для строительства госпитальных бараков. В феврале 1876 года предприниматель отправил заказчику первую партию — 448 070 штук кирпича. Однако подрядчик Павел Быков не торопился рассчитываться.
Неожиданно Василий Сергеевич узнал, в чем дело. Оказывается, подрядчика объявили в Петербурге и Москве банкротом. В качестве средства обеспечения кредиторам убытков он указал кирпич как якобы ему принадлежащий. Василий Сергеевич немедленно забрал свою продукцию со склада. Кредиторы Быкова обратились в суд с требованием вернуть кирпич. Досекину пришлось доказывать, что кирпич не был оплачен заказчиком, а потому не являлся собственностью Быкова. Задача усложнялась тем, что все расчеты производились наличными, без оформления документов.
Адвокат, нанятый Досекиным, сделал ставку на показания свидетелей — приказчика на заводе, экономки и других служащих. С огромным трудом все же удалось доказать неоплату кирпича. Однако эта история принесла Василию Сергеевичу немало убытков, ведь помимо первой партии продукции, из‑за которой возник конфликт, он изготовил и вторую, однако отгрузить ее не успел. В итоге на заводе зависли около 1 млн кирпичей. Пришлось на время приостановить работу предприятия. Досекин оказался на грани разорения. К счастью, до банкротства не дошло.
Вместо фотографа — вождь пролетариата
В 1883 году Василий Сергеевич передал фотоателье сыну Николаю — известному художнику-маринисту, члену Товарищества передвижных художественных выставок и объединения «Мир искусств». А спустя три года 56‑летний маэстро открыл фотостудию в Москве.
Досекину довелось делать портреты многих знаменитостей — композитора Петра Чайковского, декабриста Андрея Розена, педагога Христины Алчевской, архитектора Алексея Бекетова, нескольких членов императорской семьи. Замечательный по художественному решению фотографический автопортрет Василия Досекина 1900 года стал одной из последних работ мастера.
Василий Досекин умер в мае 1900 г. в Харькове в возрасте 71 года и был похоронен на Иоанно-Усекновенском кладбище. Сразу после смерти одну из улиц города назвали его именем.
Кирпичный завод унаследовал второй сын Василия Сергеевича — Алексей. Оказался ли он успешным бизнесменом, судить сложно. По крайней мере, в документах 1906 года завод еще фигурировал, но уже в 1913 году в списке харьковских предприятий его не значилось. Возможно, при Алексее Васильевиче — талантливом художнике-графике и фотографе, но не предпринимателе по натуре — предприятие обанкротилось.
В советские времена надгробие Василия Сергеевича уничтожили, а улицу Досекина переименовали в улицу Ленина. Имя знаменитого фотолетописца города на долгие годы было предано забвению. Лишь в начале 1990‑х, когда журнал «Наше наследие» опубликовал фотопортрет декабриста Андрея Розена, вспомнили и об авторе снимка Василии Досекине. До нашего времени в Харькове сохранился дом, который фотограф построил и в котором жил. Нынешний адрес — улица Сумская, 90.