Среди друзей у Тамира Милера кличка «Джарретт», хотя в музыкальном плане с великим американским пианистом у израильтянина не так уж много общего, разве что манера сидеть за роялем, уткнувшись носом в клавиши. Его первый альбом собственных пьес «Walk in Spirit», релиз которого состоится 6 августа, можно назвать ответом очень популярному американскому индусу Виджаю Айеру.
Но при очередном прослушивании нового диска понимаешь, что общая кровь — страшная сила. Tamir Miler Trio очень похоже на трио его же соотечественника — контрабасиста Авишая Коэна с пианистом Шаем Маэстро и ударником Марком Джулиана. Это сходство — объективный результат принадлежности к одной земле. В «Walk in Spirit» есть несколько таких композиций, что попроси нашего меломана различить, где Милер, а где Коэн — и он перепутает два коллектива.
Неизвестно, польстит ли Милеру сравнение с уже великим соплеменником, но у них много общего: сверхидея, этническая идентичность и неистребимая любовь к классике. Правда, в Tamir Miler Trio контрабасист Джилад Эфрат частенько пользуется смычком, что добавляет изрядную долю восточных, пустынных тонкостей. А барабанщик Ориэл Олиель подпускает драматизма и в нужных местах выдерживает идеальные паузы. При этом он не грохочет — его едва слышно.
Сам же Милер играет так романтично, что завоевал бы сердца украинских слушателей с первого трека. И хотя некоторые его мелодии звучат несколько по‑детски, музыкант восполняет простоту одних вещей «сложностями» в других сочинениях.
В современной музыке абсолютное большинство явлений можно объяснить путем сравнений, потому что сегодня буквально все на всех похожи, внимательно слушают, цитируют и перепевают друг друга. В песне «No Gravity» Милер летает вверх-вниз и чем‑то очень напоминает Чика Корию (цепкость не та, но чувство времени очень на уровне). А контрабас Эфрата безоговорочно великолепен — сплошная безладовая восточная радость.
То же влияние Кории прослеживается и в заключительной «Passion Fruit» — чистая румба, здесь уже без всякой этнической задней мысли. А после пьесы «You’re Back» дружеский ник Тамира можно спокойно изменить с «Джарретт» на «Билл Эванс». Это по духу — «черная тема», сыгранная белым пианистом в лучших традициях западной классической школы. Вероятно, именно она станет самым большим хитом у джазовой аудитории.
Остается открытым один вопрос: почему заглавная тема «Walk in Spirit» один в один похожа на лучшую и менее суетливую «Remembering» Коэна? Амбиции, или у них шопены с бахами одинаковые, или случайно позаимствовал?