В середине текущей недели Кабинет министров принял к исполнению распоряжение президента Виктора Януковича о назначении грантов молодым деятелям в области кинематографии для создания и реализации творческих проектов. Игровой короткометражный фильм Павла Мащенко получит 469 865 грн, неигровой короткий метр Андрея Рожена — 430 135 грн. Общая сумма грантов по программе содействия реализации государственной политики по финансовой поддержке молодых кинематографистов — 1 млн грн.
За ребят можно порадоваться — и только. Потому что государственной политики в области кино в Украине нет, если честно. Так и кино ведь нет, можно сказать, — откуда взяться политике, если нет экономики. Действительно, киноиндустрии нет, фильмы — наперечет. Но есть кинематографисты, доказательством тому служат призы первой половины нулевых. Игровой фильм «Тир» Тараса Томенко — премия в Берлине в Панораме короткометражного кино (2000), анимация Степана Коваля «Шел трамвай 9‑й номер» — «Серебряный медведь» в Берлине (2002), неигровой фильм Игоря Стрембицкого «Подорожні» (2005) — «Золотая пальмовая ветвь» конкурса короткометражных фильмов Каннского фестиваля.
Мы не называем имени Сергея Лозницы (он здесь учился), потому что в таком случае пришлось бы вспоминать номинанта на «Оскар» Вадима Перельмана (он здесь родился). Первый — с 2001 г. в Германии, второй — с 1990‑го в США.
У государства денег нет. А люди — есть. И государство может — мы не говорим «должно» — сделать так, чтобы кинематограф в Украине и появился, и оформился в самостоятельное явление. Как новое румынское кино, например. Но для этого нужна действительно государственная политика, которая привлечет частный капитал — льготными кредитами, льготным налогообложением, гарантией ограниченного проката.
Изначально упор должен быть сделан на производство малобюджетных фильмов с ориентацией на мировой фестивальный рынок. Признаемся, только увешанный призами международных фестивалей украинский фильм может получить гарантированный прокат внутри страны и гипотетический — за рубежом. Такой фильм-лауреат можно продать для показа по телевидению и на видеоносителях — тоже за границей. Это позволит не только вернуть средства, затраченные на его производство и продвижение, но и принести прибыль. Когда таких фильмов наберется десяток — на это может уйти лет пять-шесть — возникнет бренд, появится стойкий интерес к украинскому кино за рубежом и устойчивый спрос дома.
То есть необходимо сначала сформировать предложение. И оформить правила игры. Предупредить ее участников: здесь вам светит честь и слава — это в первую очередь, и возможные дивиденды — во вторую. Вот такой сценарий.